• gazetatula@tularegion.org
  • 300041, г. Тула, проспект Ленина, д. 46
  • Редакция: +7 (4872) 76-55-98
    Реклама: 8-953-199-00-04


 
Александр II: десять минут на тульском перроне 21.07.2017 10:51:54

Александр II: десять минут на тульском перроне

145 лет назад, 22 июля 1872 года в 21 час 11 минут, в Тулу прибыл император Александр II, направлявшийся в Ливадию. О кратковременной остановке «экстренного» царского поезда рассказали «Тульские губернские ведомости».

Императора в этой поездке сопровождали его сын, 25-летний великий князь Владимир Александрович, и эрцгерцог Австрийский Вильгельм Франц Карл Габсбург, фельдмаршал армии Австро-Венгрии.

Высоких гостей на Курском (ныне Московском) вокзале встречал тульский губернатор и все высшие военные и гражданские чины губернии.

«Несметная толпа народа наполняла уже с 7 часов вечера всё полотно железной дороги и всю обширную окрестность; трудно было не только проезжать, но и пешком пробиваться к вокзалу Московско-Курской железной дороги, - сообщала газета. - Казалось, что всё население обширного нашего города, пользуясь праздничным днем и великолепной погодою, спешило покинуть свои жилища, чтобы, хотя издали, удостоиться счастья взглянуть на Царя-Освободителя». В этот праздничный нерабочий день - 22 июля - отмечалось сразу два тезоименитства: супруги Александра II императрицы Марии Александровны и великой княжны, супруги будущего императора Александра III Марии Феодоровны.

«Когда высочайший поезд подошел к платформе, убранной коврами и красным сукном, изящно иллюминированной разноцветными стеклянными шарами и фонарями, громко и торжественно раздалось «ура!» собравшегося народа».

Выйдя из вагона, император «милостиво поклонился народу» и удостоил разговором губернатора Юлия Константиновича Арсеньева, начальника 17-й пехотной дивизии генерал-лейтенанта Оскара Карловича Клемма и командира Тульского оружейного завода генерал-майора  Владимира Васильевича фон Нотбека.

Последнего Александр II лично представил эрцгерцогу Австрийскому Вильгельму, который «во всё время стоянки поезда» расспрашивал командира ТОЗа «о всех работах, производимых ныне в больших размерах на переустраиваемом ныне оружейном заводе». Речь идет о масштабной реконструкции ТОЗа 1872-1874 гг. 

«Затем Государь Император прошелся вдоль всей обширной платформы Тульской станции среди сплошной толпы народа, восторженно приветствовавшей Его Императорское Величество и благоговейно расступавшейся».

В 21 час 21 минуту император вернулся  в свой вагон, «приветливо со всеми раскланиваясь».

«Поезд стал тихо отходить от станции, сопровождаемый самыми задушевными криками «ура!» и сердечными пожеланиями десятков тысяч голосов. После отъезда Государя народ еще долго не расходился со станции, провожая благословениями и молитвами быстро удалявшийся поезд».

«Кроме роскошной иллюминации, украшавшей здание станции, в этот вечер, по случаю тезоименитства Ее Величества Государыни Императрицы и Великой Княгини Цесаревны вся Тула сияла огнями, а на громадном протяжении городской земли, прорезанной рельсовым путем, пылали смоляные бочки и беспрерывно зажигались бенгальские огни.

Особенно эффектен был с линии железной дороги вид высоких колоколен многочисленных тульских церквей, залитых огнями тысячи шкаликов и ярко сиявших на темном фоне безоблачного неба теплой тихой июльской ночи». Здесь «шкалик» - конусообразный стаканчик, из цветного стекла, с маслом или салом и фитилем, зажигавшийся при иллюминациях. При тогдашней одно- и двухэтажной застройке Тулы могли быть видны с железной дороги колокольни церквей: Спасокладбищенской, Георгия на Хопре, Пречистенской, Вознесенской, Николы Зарецкого, Флора и Лавра, Ильи Пророка, Успения в Павшине, Покровской, Успенского собора кремля, Николы на Ржавце, Владимирской на Ржавце, Петропавловской, Всехсвятской, Казанской, Крестовоздвиженской, Сретенской.

Наталия Кириленко



Возврат к списку


Написать в редакцию