
Детский праздник Свободы в Туле
В номере «Тулы» от 19 апреля (на сайте - http://gazeta-tula.ru/news/7-aprelya-1917-goda-v-tule-otmechalsya-prazdni/) мы рассказали о празднике Свободы, состоявшемся в нашем городе 7 (20) апреля 1917 г. Такие торжественные мероприятия проводились по всей стране в ознаменование свержения монархии и установления нового строя. Но в Туле, помимо «взрослого» праздника, был организован еще и Детский праздник Свободы, проведенный 1 (14) мая 1917 г.
Организаторы
1 апреля 1917 г. в газете «Голос народа» (так назывался печатный орган Тульского комитета РСДРП; в то время в Туле была единая организация РСДРП, в которую входили и большевики, и меньшевики; разделение произошло 28 мая 1917 г.) была помещена заметка «Детский праздник Свободы», в которой говорилось:
«Дети и учащаяся молодежь – наше будущее. Наша гордость и наше счастье… Всё, что мы создаем хорошего, светлого – это для них, чтобы они не знали того горя и гнета, который тяготит всех нас.
В марте 1917 года как будто вернулись библейские чудеса. Россия угнетенная одним взмахом сбросила свои вековые цепи и стала свободной, могучей. Такой исторический момент необходимо закрепить в памяти детей и юношества ярким воспоминанием. Этим воспоминанием и должен быть Детский праздник Свободы.
В нем должны принять участие все дети, юноши, вся учащаяся молодежь. Это будет грандиозный смотр нашего будущего и напоминание всем нам, что у нас предстоит огромная работа создания свободной школы широкого просвещения».
Заметку подписал Арий Ротницкий (справка о нем - в конце этой статьи), которому культурно-просветительский комитет Совета рабочих и солдатских депутатов поручил организацию этого праздника.
Праздничная колонна
Наступило 1 мая – день Детского праздника Свободы (дата указана по старому стилю; по тому же старому стилю собственно первомайские торжества прошли в Туле 18 апреля).
«Уже с утра во все концы города забегали дети с сумочками, флагами и знаменами, - рассказывал «Голос народа». – Кое-где жители стали выставлять красные флаги. Погода уже с утра обещала быть вполне летней.
К 10 часам на сборные пункты стали прибывать группа за группой детей. Строятся. У всех почти сумочки с завтраками через плечо. Около половины десятого (возможно, это ошибка; видимо, около полвины одиннадцатого. – Н.К.) во всех сборных пунктах – в кремле, Кремлевском саду, на Миллионной (ныне ул. Октябрьская. – Н.К.) и в Чулково - были молебствия с хором; служило почти все духовенство г. Тулы. В кремле служил преосвященный Парфений.
Пришли оркестры. Дается сигнал к выступлению, и с пением, музыкой, бесконечными разнообразными и живописными группами из разных мест тронулись юноши. По улицам продают газету «Детский праздник Свободы».
Довольно пыльно, граждане не очень позаботились привести улицы в надлежащий вид.
Около Дома просветительных учреждений (ныне здание музея «Тульские самовары». – Н.К.) стекаются все группы, и по Киевской (ныне проспект Ленина. – Н.К.) уже идет бесконечная, красивая, шумная процессия. Мелькают групповые флаги. Очень много школьных знамен...
Среди бесчисленных знамен были самые разнообразные надписи. Очень всем понравилась надпись на маленьком флаге: «Долой и смерть «ять»…
Около Исполнительного комитета (губернский орган власти Временного правительства. – Н.К.) приветствуют детей члены комитета и губернский комиссар Дзюбин. Позднее на ипподроме приветствовать детей собрались почти все члены Совета рабочих и солдатских депутатов и Исполнительного комитета».
«Около 11 ½ шествие выступило на Киевскую. На Киевской улице по обоим тротуарам собравшаяся публика приветствовала детей, проходящих стройно, рядами. Шествие заключали извозчики, везшие самых маленьких детей. Малыши сидели даже в откинутых верхах… Море знамен, море голов, хаос детских восторженных криков, открытые радостные, счастливые детские лица», – добавляла газета «Тульская молва».
Конечной точкой движения праздничных колонн стал Петровский (ныне Белоусовский) парк.
Угощения на всех не хватило
В парке обнаружился серьезный промах в организации праздника.
«Первые районы, Зареченский и Чулковский, по прибытии в парк довольно быстро были накормлены и напоены, – сообщал «Голос народа». – Здесь явилось для питательной комиссии громадное препятствие со стороны неорганизованных детей, а главным образом – со стороны неорганизованных родителей, которые пришли с грудными младенцами на руках и требовали еды, а если не давали – самовольно брали себе провизию.
В объявлениях, расклеенных по городу, указывалось: «Каждый участник праздника должен обязательно участвовать в какой-либо группе и получить значок, иначе к завтраку допускаться не будет».
Значков было заготовлено 16000, и на такое же количество детей были заготовлены завтраки: по одному белому хлебу, по два яйца, чай, сухарь и по одной конфете.
Явилось детей что-то около 20 – 25 тысяч.
Так как неорганизованные самовольничали, а иные мамаши отбирали хлеб у детей, заявляя, что они тоже хотят покушать, то последующие организованные группы не были полностью удовлетворены.
Хозяйственная комиссия не озаботилась также в достаточной мере заготовкой кипяченой и остуженной воды.
Питательная комиссия выбивалась из сил».
Чтобы лучше понять происходившее, нужно просто вспомнить, что это было в голодном военном 1917 году.
Шествие «Свободная Россия»
После не совсем удавшегося завтрака в парке для детей были организованы игры, которые по свидетельству «Голоса народа», «прошли оживленно». Понравились юным участникам праздника и спортивные игры на ипподроме, находившемся рядом с парком.
Ипподром находился примерно на месте нынешней части парка, в которой расположены кафе «Ёлочка», сосновая роща, площадка аттракционов с современным колесом обзора, бывший кинотеатр «Дружба».[/caption]«Детей со знаменами и музыкой ввели на ипподром, расположили громадным четырехугольником, – рассказывала «Тульская молва». – Начались игры. Взрыв хохота вызвал бег мальчиков, связанных нога с ногой, и бег в мешках».
И вновь читаем «Голос народа»:
«В заключение было устроено торжественное шествие на красиво убранной колеснице, где высокая девочка в великорусском костюме изображала Россию, а кругом нее были дети в костюмах многочисленных национальностей.
Впереди ехал Богатырь на белом коне. За ним шли с флажками украинцы, поляки, евреи и т.д. Лошадь вели под уздцы два мальчика в древнерусских костюмах.
Лошадь, везшая колесницу, пугалась музыки, а потому шествие пошло пешком».
Шествие «Свободная Россия» предполагалось повторить 7 мая.
Детский праздник Свободы завершился около семи часов вечера.
Подведение итогов
«В общем, праздник прошел с большим успехом и оставил у детей память на всю жизнь, – резюмировал «Голос народа». – Небольшие недочеты в счет не идут, на будущее многое придется предусмотреть».
А далее следовало обращение: «Председатель оргкомитета по устроению Детского праздника Свободы покорнейше просит всех интересующихся детьми прислать ему в письменном виде все замечания и обнаруженные недостатки в организации праздника для устранения таковых на будущее время».
Замечания и предложения, если они и вносились, – не пригодились: Детский праздник Свободы 1917 года оказался первым и последним в истории.
Наталия КИРИЛЕНКО.
Опубликовано в газете "Тула" № 19(120) 10 мая 2017 г.
Наша справка
Арий Давыдович Ротницкий (1885-1984) – сын тульского купца, с 1906 г. – один из руководителей секции внешкольного развития детей при Тульском отделении Российского общества охранения народного здравия. Занимался организацией игр для детей в городских садах, поездок для детей за город. 26 июня 1907 г. организовал экскурсию около тысячи тульских детей в Ясную Поляну, в гости к Л.Н. Толстому. Создатель детской библиотеки, открытой в Заречье в январе 1909 г.
В годы Гражданской войны и еще несколько лет после Ротницкий был бессменным руководителем двух подотделов – охраны детства и дошкольного – губернского отдела народного образования. Только за 1918–1920 гг. при деятельном участии Ротницкого в Туле были организованы 19 народных детских садов, 9 летних детских лагерей, 11 площадок для игр, 4 детские библиотеки, 2 клуба, трехмесячные курсы дошкольного воспитания.
С 1923 г. Ротницкий жил в Москве, где работал учителем начальных классов, а затем более чем на сорок лет связал жизнь с Литературным фондом СССР, занимавшимся бытовым обеспечением писателей.