• gazetatula@tularegion.org
  • 300041, г. Тула, проспект Ленина, д. 46
  • Редакция: +7 (4872) 76-55-98
    Реклама: 8-953-199-00-04


 
Из глубины веков 06.05.2019 16:15:00

Из глубины веков

В этом зале — полумрак, лишь витрины с экспонатами ярко освещены. И под ногами — тоже витрины, вмонтированные в пол; в них воссозданы фрагменты археологических раскопов, сделанных в 1999-2000 гг. в Тульском кремле на месте колокольни Успенского собора – с остатками сгоревших срубов изб, с керамикой и другими артефактами. И ты с опаской наступаешь на это прочное стекло — ну не привыкли мы вот к такому оригинальному размещению экспозиции!

А в целом — ощущение, что находишься в какой-то волшебной галерее и ждет тебя в ней встреча с чудом. Предчувствие не обманывает — здесь действительно немало уникальнейших предметов.

С музеем археологии Тульского кремля, открывшимся в ходе форума «Кремли России…», нас познакомила Елена ЗЫКОВА, заведующая музеем «Тульский кремль» - филиалом объединения «ИКХМ».

По ее словам, идея такой экспозиции зародилась еще несколько лет назад у заведующего отделом археологии объединения «ИКХМ» Юрия Екимова, занимавшегося археологическими исследованиями в кремле в разные периоды. Особенно много интереснейших материалов было обнаружено им в ходе раскопок на месте колокольни. Немало артефактов было найдено при масштабных охранных археологических исследованиях на территории древней крепости, проведенных в 2013-2015 гг. под руководством старшего научного сотрудника отдела археологии объединения «ИКХМ» Сергея Зацаринного.

Средства на создание выставочного проекта были выделены в рамках подготовки празднования 500-летия Тульского кремля. Идею вместе с ее автором воплощали в жизнь художники и дизайнеры агентства «Город» во главе с Татьяной Лавровой.

- Здесь показаны все стадии археологического исследования — от раскопа до реставрации найденных артефактов, подготовки их к экспонированию, - говорит Елена Зыкова. - Юрий Георгиевич Екимов предложил формировать витрины по типам материалов; по такому же принципу археологи пишут отчеты. Экспозицию открывает самая массовая группа находок — керамика (посуда, игрушки, курительные трубки, изразцы и другие предметы), за ней следуют металл, камень, дерево и другая органика, стекло, палеозоологические находки. Эти предметы датируются XVI-XIX веками. Отдельные витрины посвящены первой тульской электростанции, построенной в кремле в 1900 году, обнаруженным в кремле мостовым разных эпох.

Демонстрируются и находки, относящиеся к совсем давним временам – бронзовому и железному векам. Были обнаружены предметы XIV-XV вв.; по оценке археологов, они свидетельствуют о том, что в этом месте в то время существовало небольшое сельское поселение, не имевшее никакого отношения к Туле.

Часть экспозиции рассказывает о сложнейшем процессе реставрации находок – о том, например, как из осколков восстанавливается глиняный сосуд. Все витрины снабжены электронными этикетками, подробно повествующими о каждом экспонате.

Здесь можно увидеть небольшой видеосюжет о том, как и в каких условиях проводились раскопки на месте нынешнего музейно-выставочного комплекса.

На специальном мониторе можно пролистать историю археологических исследований, проводившихся в кремле, - начиная с 1935 года и до наших дней. Еще один элемент интерактива, призванный привлечь маленьких посетителей, - «Колодец времени»: колодезный сруб с твердой «водной гладью»; проводишь по ней рукой — изображение на ней меняется.

А теперь – о некоторых самых интересных экспонатах.

Наконечник копья

Металл, представленный в экспозиции, – это, прежде всего, оружие: наконечники стрел и копий, ножи.

Интересен обломок наконечника копья начала XVII в., происходящий, вероятно, из Польши. Можно предположить, что в Туле он оказался в Смутное время. Копье принадлежало богатому человеку: сталь тауширована золотом, рисунок выполнен в виде своеобразной «ёлочки». Тауширование, или насечка, — это инкрустация одного металла другим, более мягким и имеющим меньшую температуру плавления. На поверхности основного металла делают углубления, которые сформированы так, чтобы можно было вложить и вковать в них более мягкий металл.










Образок Никиты-бесогона

Мелкая медная пластика представлена, в основном, разнообразными нательными крестами. Рядом с ними – иконка, на которой воспроизведен канонический сюжет со святым Никитой, побивающим беса, распространенный в нашем регионе в период развитого и позднего средневековья.

Никита-Бесогон - раннехристианский святой, апокрифический великомученик, подвергшийся пыткам и принявший смерть за Христа в Константинополе; сын римского императора Максимиана. Широко известен в христианской иконографии в мотиве побивания им беса-дьявола, соблазнявшего его принять язычество. В народном представлении восточных славян апокрифический образ религиозного предания о Никите сливается с народными легендами о Никите Кожемяке — богатыре, одолевшем злого дракона.

Считалось, что образ святого Никиты защищает от нечистой силы. К нему обращались при разных семейных неприятностях, в частности, при порче детей и об исцелении от «родимца»









Каменные водометы

В числе находок из камня – фрагменты белокаменных надгробий и белокаменные же водометы, предназначавшиеся для отвода с кремлевских стен ливневых вод. Исследователи знали об их существовании, даже фотографировали их в начале 1960-х гг., но позже все водометы были утрачены. И вот теперь несколько экземпляров было найдено при археологических раскопках.

Доктор исторических наук Владимир Косточкин утверждал, что в Тульском кремле водометы были вмонтированы в стены и обращены внутрь крепости. «Осаждавшие всегда стремились «отнять воду» у осажденных, - пояснял он. Если же осажденный город лишался ключевой или речной воды, то ливневая вода становилась для него заменяющим источником водоснабжения. Поэтому сбрасывать ее со стен наружу было просто нерационально».

Пернач

Этот деревянный предмет был найден в погребе одной из построек при раскопках на территории современного музейно-выставочного комплекса. По мнению археологов, это действующая модель боевого оружия, которое, разумеется, было металлическим. Скорее всего, деревянный пернач предназначался для обучения боевому искусству подростка.

В России были найдены всего два деревянных пернача: в 2011 году в Пскове и в 2014-м – в Туле.










Лошадиные черепа

- А это так называемые строительные жертвы, - поясняет Елена Зыкова. – Под печами археологи находили свиные челюсти, а под срубами – черепа лошадей.

То есть в сознании обитателей Тульского кремля в XVI в. были довольно сильны языческие представления. Российский этнограф Дмитрий Зеленин считал, что строительная жертва — очень древний обычай, который первоначально был связан с примитивными деревянными постройками и являлся своеобразным продолжением тотемических отношений людей

к деревьям. Некоторые деревья считались тотемами рода или племени и были неприкосновенными. За нарушение табу строитель здания или первый обитатель дома могли стать жертвами мстительного дерева. Чтобы предупредить трагедию, тотемным деревьям заранее приносили жертву. Тотем удовлетворялся подношением и прекращал преследование.

А свиные челюсти под печью – это попытка задобрить домового, который, как считалось, обитал под печкой.
                                                                                   

                                                                           * * *


На газетной странице невозможно рассказать обо всех уникальных экспонатах новой постоянной выставки. Их можно изучать часами. Эту возможность теперь имеют все туляки и гости нашего города.

Наталия Кириленко.

Фото: Екатерины Коноваловой, Ивана Волкова.


Возврат к списку


Написать в редакцию