• gazetatula@tularegion.org
  • 300024, г. Тула, Бухоновский
    переулок, д. 10
  • Редакция: +7 (4872) 52-15-45
    Реклама: +7 (4872) 58-40-00; +7(953)199-00-04


 
Из истории кремля. О стиле Богоявленского собора 20.03.2018 14:24:00

Из истории кремля. О стиле Богоявленского собора

Продолжаем наш рассказ о теплом кафедральном соборе – Богоявленском, построенном в Тульском кремле по проекту архитектора Тульского оружейного завода М.А. Михайлова, существенно переделанному в столичных ведомствах.

Что касается стиля Богоявленского собора, то здесь необходимы некоторые пояснения. В последние 25-30 лет в краеведческой литературе бытуют утверждения, что этот кремлевский собор является «уменьшенной копией храма Христа Спасителя в Москве». Предположение лестное для туляков, но неверное. Выполненные в одном стиле и по одному поводу – в память об Отечественной войне 1812 года, эти храмы имеют множество различий во внешнем и внутреннем убранстве.

Создатель направления русского стиля в храмостроении XIX в., в котором возведен Богоявленский собор, - архитектор Константин Андреевич Тон, автор проекта храма Христа Спасителя.

К концу 1820-х годов классицизм в русской архитектуре изжил себя, и сложилась установка на сооружение церквей «по примеру древних православных». Были произведены тщательные обмеры древних храмов, и на их основании К.А. Тон составил два атласа «образцовых» церквей в русском стиле, вышедших в 1839 и 1844 годах.

 Советское искусствоведение не признавало храмы, построенные в тоновском стиле, архитектурными памятниками, приписывая им отсутствие красоты и гармонии, а также холодность и сухость. Причины этого были исключительно идеологическими: вслед за российскими «демократами» середины XIX века советские искусствоведы считали тоновскую архитектуру воплощением триады графа С.С. Уварова «православие, самодержавие, народность» (однозначно реакционной с коммунистической точки зрения).   Поэтому если в советское время ставился вопрос о сносе или существенной перестройке храма, выполненного по образцам из атласа К.А. Тона, решался он просто и быстро: не памятник – сносите и перестраивайте. Не минула чаша сия и Богоявленский собор – но об этом чуть ниже. Кстати, в справочной книге «Вся Тула и Тульская губерния», изданной в 1925 году, в разделе «Тульские здания, как исторические памятники» «теплый собор» (даже не удосужившись написать его наименования) относят к «“тоновскому” ложнорусскому стилю».

В защиту тоновской архитектуры можно было бы привести немало аргументов, но мы ограничимся лишь несколькими. При непредвзятом взгляде на эти храмы видно, что красота и гармония в них всё же были, как бы ни отрицалось это в угоду идеологии. В XIX в. Тон не мог и не должен был копировать один к одному древнерусские памятники; средневековые образцы он рассматривал сквозь призму опыта мастеров XVIII-XIX столетий. Вместе с тем Тон решал проблемы, вызываемые требованием времени: надежности и экономичности строительства, использования передовых инженерных решений, удобства и пользы, внимания к человеку, который придет в здание.

Всё это в большей или меньшей степени было, видимо, отражено и в проектах Богоявленского собора. А столь длительно они согласовывались и отвергались по причине «неблаговидности фасада», возможно, потому, что столичные чиновники от архитектуры пытались получше «подогнать» тульские проекты под образцы из атласов К.А. Тона.

И всё же, вероятно, нельзя сказать, что Богоявленский собор – образец тоновского стиля в чистом виде. Скорее, это начало применения эклектики (смешения стилей) в тульской архитектуре: в ряде декоративных элементах храма звучат мотивы нарышкинского барокко, родившегося в конце XVII века в подмосковной усадьбе бояр Нарышкиных – родственников супруги царя Алексея Михайловича Натальи Кирилловны. В числе таких элементов - оконные наличники с «петушиными гребнями», тонкие, ничего не несущие колонки-«дудочки» и другие белокаменные детали, нарядно прорисованные на фоне кирпичных стен. В нарышкинском стиле – и небольшие граненые купола угловых барабанов.

Оставим оценки советских искусствоведов на их совести. Приведем им в противовес мнение, высказанное в книге «Приходы и церкви Тульской епархии», изданной под редакцией П.И. Малицкого в 1895 году: «Первое место между церквами г. Тулы не по своему только значению, но и по красоте архитектурного стиля и по богатству внутренних украшений занимают тульские соборы, которых два: холодный Успенский и теплый зимний Богоявленский».

А вот как отзывался о храме доктор технических наук, историк архитектуры В.Н. Уклеин в книге «Тула — каменная летопись» (1984): «В общем и целом архитектура Богоявленского собора, не будь она испорчена несуразно преувеличенной центральной луковичной главой (теперь утраченной), представляет собой хороший пример серьезной, любовно продуманной, усердно проработанной и тщательно выполненной работы местного, незаслуженно забытого мастера».

Наталия КИРИЛЕНКО

Продолжение следует.



Возврат к списку


Написать в редакцию