• gazetatula@tularegion.org
  • 300041, г. Тула, проспект Ленина, д. 46
  • Редакция: +7 (4872) 76-55-98
    Реклама: 8-953-199-00-04


 
Из истории Тульского кремля. Архитектура Успенского собора 09.10.2017 13:08:26

Из истории Тульского кремля. Архитектура Успенского собора

На снимке: Успенский собор в Тульском кремле. Фото 2006 г.

Успенский собор, построенный в Тульском кремле в 1762-1766 гг., имеет оригинальное архитектурное решение.

Пространственная композиция храма такова: над мощным, почти кубическим объемом возвышаются пять восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами. С востока к основному объему примыкает низкий алтарь. Такое решение не было характерно ни для клонящегося к закату барокко, ни для нарождающегося классицизма. Скорее оно напоминает типичные городские соборы XVI-XVII вв.

С простым объемным построением храма контрастирует его богатое декоративное оформление в стиле русского барокко.

Для хорошего освещения большого внутреннего пространства окна выполнены в два ряда, что придает внешнему облику храма характер двухэтажного здания. Этот «обман» несколько смягчается тем, что вертикальные декоративные полосы объединяют расположенные друг над другом окна первого и второго света в один архитектурный мотив.

Декоративное убранство стен отличается разнообразием примененных форм и материалов. Мы видим белокаменные резные детали (капители, раковины, розетки), элементы из фасонного кирпича, лепные  украшения (растительный орнамент и другие).

Тульский археолог и краевед М.А. Дружинин (1896-1938) писал в книге «По Тульскому краю» (1925): «В ряду памятников XVIII века совершенно отдельно стоит знаменитый в русской провинциальной архитектуре Тульский Успенский собор. Его внешние формы — кубическое основание, пятиглавие и четыре столпа внутри здания - говорят о настойчивом желании строителей подражать древним московским церквам XVII века, “но окна собора так обширны и многосветны, купола так просторны и ажурны, что чувствуется несомненное влияние церквей барокко. Еще своеобразнее и необъяснимее декоративная обработка стен и куполов собора, превратившая его  в какое-то ювелирное изделие, в драгоценный резной ящик, на котором такими красивыми мягкими пятнами рисуются его большие, идущие в два яруса окна, с их сетчатой поверхностью, созданной паутиной железных решеток”», - цитировал М.А. Дружинин подготовленную к печати, но неизданную работу А.П. Рудакова «Исторический очерк Тульской архитектуры».

Три входа в собор обрамляют богато украшенные порталы. Над главным западным входом чудом сохранился при советской власти резной белокаменный российский герб – двуглавый орел.

Наталия Кириленко.

Продолжение следует.



Возврат к списку

Написать в редакцию