• gazetatula@tularegion.org
  • 300041, г. Тула, проспект Ленина, д. 46
  • Редакция: +7 (4872) 76-55-98
    Реклама: 8-953-199-00-04


 
Из истории Тульского кремля. Иконостас Успенского собора 16.10.2017 17:29:02

Из истории Тульского кремля. Иконостас Успенского собора

Золоченый иконостас Успенского собора был выполнен тульскими резчиками по дереву, работавшими у купца Василия Кирьянова.

Это превосходный образец местного прикладного искусства второй половины XVIII века. Изготовленный в переходный период от барокко к классицизму, он несет в себе характерные черты обоих стилей.

Иконы были написаны неизвестными тульскими живописцами, работавшими по найму у купца Лариона Сорокина, и калужским дьяконом Андреем Филипповым. Три иконы, размещавшиеся у царских врат, выполнены оружейником Григорием Белоусовым, лучшим тульским иконописцем того времени.

Иконостас Успенского собора был семиярусным.

В нижнем ярусе размещались ветхозаветные сюжеты. Слева направо (от северного края иконостаса к южному) иконы располагались следующим образом. На крайней было изображено создание Адама и покорение ему во власть всех животных. На следующей – сотворение Евы из ребра спящего Адама, искушение первых людей змием и изгнание их из рая. Третья икона была посвящена жертвоприношению Авраама. На четвертой пророк Елисей наказывал порочных мальчиков, непочтительных к старчеству и святости пророка. Сюжет пятой иконы – пророк Иезекииль, стоящий среди поля, покрытого человеческими костями и скорбящий о народе иудейском, погибающем в Вавилонском плену. Завершала нижний ярус икона с изображением пророка Ионы, три дня и три ночи пробывшего во чреве кита в море и чудом изверженный живым на землю.

Середину второго яруса занимали царские врата с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы, окруженным изображениями четырех евангелистов.

По правую сторону царских врат находилось изображение Христа Вседержителя, за ним следовали иконы Успения Пресвятой Богородицы и Троицы Ветхозаветной (три ангела, явившиеся  Аврааму у дуба Мамврийского).

По левую сторону царских врат была икона Божией Матери, за ней – иконы Крещения Господня (Богоявления) и Собора святых Архангелов и Ангелов, Херувимов и Серафимов, и прочих Сил Бесплотных. На южной двери алтаря - изображение ветхозаветного царя и первосвященника Мельхиседека, на северной – архидиакона Стефана.

Над царскими вратами располагалась еще одна икона Успения Пресвятой Богородицы. Она опускалась вниз во время Успенского поста, когда перед ней служили акафист. Помещение этой иконы над царскими вратами и устройство спуска было подражанием первому на Руси храму, устроенному во имя Успения Богородицы, находящемуся  в Киево-Печерской Лавре.

Иконы третьего и четвертого ярусов иконостаса представляли важнейшие православные праздники.

В пятом ярусе были изображены апостолы и евангелисты. В центре яруса находился Деисус: композиция, включающая изображение Иисуса Христа – Царя Славы, сидящего на престоле, по сторонам его – изображения Иоанна Предтечи и Пресвятой Богородицы.

В шестом ярусе находились иконы ветхозаветных пророков. В центре яруса – икона Богородицы с Предвечным младенцем, а по сторонам от нее – преподобные Антоний и Феодосий Печерские (первый на Руси храм Успения Пресвятой Богородицы был создан в Киеве по благословению, принесенному преподобным Антонием с горы Афонской).

Седьмой ряд иконостаса – страстной. В центре его размещался Крест с изображением на нем распятого Спасителя и с предстоящими Богородицей и Иоанном Богословом. На иконах седьмого яруса были изображены события Седмицы страданий Христовых. 

Сейчас иконы Успенского собора хранятся в Тульском музее изобразительных искусств.

Наталия Кириленко.

Продолжение следует.



Возврат к списку

Написать в редакцию