• gazetatula@tularegion.org
  • 300024, г. Тула, Бухоновский
    переулок, д. 10
  • Редакция: +7 (4872) 52-15-45
    Реклама: +7 (4872) 58-40-00; +7(953)199-00-04


 
Из истории Тульского кремля. Строительство колокольни 23.01.2018 12:11:00

Из истории Тульского кремля. Строительство колокольни

Четырехъярусная колокольня Успенского собора строилась с 1772 по 1776 г. при городском голове Илларионе Лугинине.

Строителями были избраны купцы Софрон Сиднев и Иван Гурьев.

Протоиерей М. Руднев в «Тульских епархиальных ведомостях» в 1866 году и П.И. Малицкий в работе «Приходы и церкви Тульской губернии» в 1895 году утверждали, что  автором проекта колокольни являлся архитектор Праве. Эта же версия повторяется и в краеведческой литературе советских и постсоветских времен. Однако Н. Шапошников в «Тульских епархиальных ведомостях» в 1998 году опроверг ее: «Максим Максимович (Карл-Магнус) Праве родился в 1790 г., служил в Туле в разных должностях в 1816-1822 гг., что исключает возможность создания им проекта колокольни, построенной задолго до рождения архитектора».

Краевед Н.Ф. Андреев в «Тульских губернских ведомостях» в 1854 году указывал, что автором проекта колокольни был Приев и, кроме  того, пишет следующее: «Некто из знающих архитектурное дело заметил нам, что вместо Приев следует писать Пиер, который был одним из знаменитейших членов Академии художеств во второй половине XVIII века. На это отвечаем: пусть сомневающиеся взглянут на фасад этой колокольни, который висит в раме за стеклом на стене по левую сторону алтаря. На фасаде подпись такая: «архитектор Приев», а не Пиер».

«Возвышаясь в центре города, соборная колокольня составляет лучшее украшение города, какого нельзя видеть во многих губернских городах русских», - восхищался М. Руднев.

Железный шпиль колокольни по заказу городского общества устроил Иосиф Васильевич Жуков. «Вскоре за тем сделаны глава и крест медные, позлащенные чрез огонь, и подняты на колокольню в 1784 г.», - сообщал М. Руднев.

Золочение через огонь (этот способ еще называли «жженое злато») широко использовалось на Руси с IX века. Оно представляет собой прокаливание растворенного в ртути высокопробного золота (амальгамы) до полного испарения ртути.

Изделие, подлежащее золочению, предварительно очищают, потом смачивают его с помощью медной щетки раствором азотнокислой ртути и с помощью той же щетки натирают амальгамой. Затем изделие держат над раскаленными углями, пока вся ртуть не испарится; во время нагревания изделие поворачивается и, если нужно, мастер щетинной щеткой равняет позолоту. Потом изделие чистится проволочной щеткой, чтобы убедиться, достаточно ли пристало золото. Если нет — процесс нанесения амальгамы и нагрева повторяется. Позолоченное изделие принимает красивый желто-оранжевый цвет.

Эта технология была широко распространена в архитектуре. Так золотили и купола Исаакиевского собора, и шпиль колокольни Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.

Достоинство огневого золочения — высокая коррозионная стойкость. Недостаток — высокая токсичность. Так, при позолоте куполов Исаакиевского собора от отравления парами ртути  погибли около 60 человек. О несчастных случаях в Туле история умалчивает.   

Шпиль колокольни Успенского собора в Тульском кремле позолотили в 1826 году.

Кремлевская колокольня стала одной из главных городских архитектурных доминант; на нее была ориентирована Киевская улица (ныне проспект Ленина). Высота колокольни от земли до креста составляла, по данным М. Руднева, 33 сажени (70,4 метра). Н.Ф. Андреев указывает ее высоту от земли до креста в 33 сажени и 1 аршин, то есть в 71,1 метра.

Наталия Кириленко.

Продолжение следует.



Возврат к списку

Написать в редакцию