• gazetatula@tularegion.org
  • 300024, г. Тула, Бухоновский
    переулок, д. 10
  • Редакция: +7 (4872) 52-15-45
    Реклама: +7 (4872) 58-40-00; +7(953)199-00-04


 
Из истории Тульского кремля. Стенопись Успенского собора 17.10.2017 12:38:43

Из истории Тульского кремля. Стенопись Успенского собора

На снимке: Успенский собор в Тульском кремле. Роспись северной стены. Фрагмент. Фото 2006 г.

Успенский собор расписывали  ярославские мастера, работавшие в лучших традициях ярославской школы периода ее расцвета.

Они трудились «по два лета» –  в 1765 и 1766 гг. 36-ю живописцами руководил Афанасий Андреевич Шустов.

Стенопись  Успенского собора – одно из последних произведений стенного письма ярославской школы; по выражению И. Грабаря – «лебединая песня умиравшего великого искусства». Согласно заключению Центральной проектно-реставрационной мастерской Академии архитектуры СССР от 1959 года, она «является самым монументальным произведением мастеров ярославской школы стенного писания за весь XVIII век…»

Старший научный сотрудник (ныне - заведующая музеем «Тульский кремль») Елена Зыкова в «Тульском краеведческом альманахе» (№ 4, 2006 г.; https://tulalmanac.blogspot.ru/2010/07/blog-post_601.html) отмечала: «В отличие от ярославских фресковых циклов, где господствует орнаментальная стихия, пестрая «ковровость», где все ярко и празднично, монументальная живопись тульского Свято-Успенского собора выполнена в крупном плане, в спокойном, торжественном ритме. Но при этом монументальность стенописи не вытесняет особого внимания при передаче бытового ряда. Четкая прорисовка архитектурных элементов, тончайших особенностей костюма, прически, украшений, текстуры ткани – отличительная черта росписей тульского собора. Художникам абсолютно чужд средневековый аскетизм. Они любят изображать модные наряды XVIII столетия, дорогую утварь, богато декорированные интерьеры и фасады зданий (…) Ярославские мастера, используя язык притч, смело вносят в свои картины элементы мирской действительности, что явилось отступлением от церковных традиций (…) Перед зрителем предстает удивительно красивый мир, наполненный прекрасными цветами, животными, городами. Но центром этого фантастического мира является лучшее из творений Бога – Человек».

Стенописи алтаря включают в себя традиционные сюжеты: «Троица Новозаветная», «Распятие», «Деисус», «Господь Саваоф», «Тайная вечеря».

Росписи стен и сводов средней части храма расположены в определенном порядке, по ярусам.

Нижний ярус – полотенечный – представляет собой изображение свитков ткани с растительным орнаментом. Здесь же – поясняющие надписи к монументальным картинам.

Следующий ярус стенописи северной и южной стен храма посвящен подлинным историческим событиям – семи Вселенским соборам, состоявшимся в городах Никее, Константинополе, Эфесе, Халкидоне с 325 по 787 годы.

Выше сцен Вселенских соборов находятся изображения евангельских сюжетов – многих событий земной жизни Христа и чудес, совершенных им.

Запад в православной философии – олицетворение вечного зла и смерти. До конца XVII века на западной стене храма было принято изображать картины Страшного Суда и Апокалипсиса – напоминание верующим, выходящим из храма, о муках грешников. С начала XVIII столетия ярославские мастера стали помещать на западной стене композиции, иллюстрирующие Новый и Ветхий Завет. В Успенском соборе на западной стене находятся композиции, отражающие содержание книги Соломоновой «Песнь Песней». «Песнь Песней» - произведение глубоко символическое. Под образом взаимоотношений Девы-Невесты и ее возлюбленного Жениха подразумевается вечный союз Христа и учрежденной им Церкви.

В люнетах – полукруглых нишах северного, южного и западного порталов – образы Божией Матери, защитницы, утешительницы и помощницы рода человеческого. Образы Пресвятой Богородицы (Донской, Смоленский, Иверский и другие)  размещены также над окнами. Значительную часть западного свода занимает сюжет «Успение Пресвятой Богородицы». В восточном своде размещена композиция «Предста царица одесную тебе», в центре которой – Спаситель, восседающий на престоле, одетый в царские ризы; Христос предстает здесь как символ высшей справедливости, как Царь царствующих, как образ верховной власти над теми, кому дана земная власть над людьми. По сторонам от него – предстоящие Божия Матерь в одеянии царицы и Иоанн Предтеча.

Елена Зыкова обращает внимание на то, что «в настенной росписи Свято-Успенского собора Тульского кремля ярко выступают черты прославления и возвеличивания царской и церковной власти. На откосах оконных и дверных проемов размещены монументальные портреты прославленных русских князей, которые с оружием в руках отстаивали Отчизну и веру православную. Благоверный князь Михаил Тверской, святой благоверный князь Михаил Всеволодович Черниговский, святые страстотерпцы князья Борис и Глеб – вот только несколько имен из этого сонма святых.

Торжественное великолепие стенописей собора выступает в фигурах отцов церкви, первых русских митрополитов и патриархов. Интересно и то, что в нашем храме представлены изображения первых пап христианской церкви, а также патриархов Константинопольских, Антиохийских, Александрийских».

На столбах собора мы видим изображения первой христианки на Руси святой равноапостольной княгини Ольги, святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь в 988 году, святого благоверного князя Александра Невского в доспехах. Напротив алтаря, на восточной стороне западного столба – изображение великомученицы Екатерины. На голове ее корона, горностаевая мантия приспущена до пола. В правой руке она держит крест – символ мученицы, в левой – меч, символизирующий царскую власть. Дело в том, что собор расписывался в четвертый год царствования Екатерины II.

Значительные реставрационные работы стенописи Успенского собора были проведены в XIX веке. Их приурочили к столетию храма. Изображения были поновлены: сюжеты ярославских мастеров оставлены, а цветовая гамма и манера письма соответствовали канонам середины позапрошлого столетия. И сегодня мы видим на стенах собора стенопись в основном середины XIX века.

Наталия Кириленко.

Продолжение следует.



Возврат к списку


Написать в редакцию