• gazetatula@tularegion.org
  • 300041, г. Тула, проспект Ленина, д. 46
  • Редакция: +7 (4872) 76-55-98
    Реклама: 8-953-199-00-04


 
Катастрофа под Тулой 04.02.2021 19:24:00

Катастрофа под Тулой

Мы продолжаем рассказ о том, как жили туляки сто лет назад. Источник информации – тогдашняя ежедневная газета «Коммунар», орган Советов г. Тулы и Тульской губернии и губкома РКП(б). Сегодня вспомним о железнодорожной катастрофе, которая произошла в ночь с 10 на 11 июня 1920 года.

Оторвавшиеся вагоны

О трагедии газета «Коммунар» довольно подробно сообщила 12 июня. Первоначальная газетная информация выглядела так.

Из Тулы на Москву шел товарный поезд, нагруженный серной кислотой, углем и железом. В составе было и несколько вагонов с людьми.

«На 175 версте, за Плехановом, от поезда оборвалось около 20 вагонов с людьми и грузом (предположительно вследствие ветхости и ржавости скрепов). С головокружительной быстротой эти вагоны промчались четыре версты (около 4,3 км. – Н.К.) до Плеханова. Станция направила их в тупик, иначе вагоны, мчась дальше по пути к Курскому вокзалу (ныне Московский вокзал. – Н.К.), могли бы наделать непоправимых бед.

Вагоны, попав в тупик, со страшной силой ударились о железный барьер тупика, сломили его и покатились дальше без пути под откос. 15 вагонов и цистерн с грузом и людьми разбились вдребезги, в щепки. Есть масса человеческих жертв. Разбитые вагоны, изуродованные человеческие тела, стоны и вопли раненых среди ночи – всё это представляло ужасную картину.

К трем часам ночи приехал санитарный поезд.

На помощь раненым были мобилизованы студенты пролетарского университета, красные сестры, вся милиция, курсанты пехотных курсов и др.
К двум часам дня раненые были развезены по госпиталям, убитые извлечены из-под обломков».

Мародёр

В том же номере за 12 июня «Коммунар» рассказал и о случае мародерства. Во время работ по оказанию помощи раненым и извлечению погибших «агент уголовного розыска станции Тула-Курская Иван Егорович Савушкин сделал попытку присвоить себе кошелек одного из убитых, причем был пойман на месте преступления».

Суд был скорым. Напомним, что уголовного кодекса в Советской России в то время не существовало, судили «по понятиям».

«Главная тройка Военно-революционного трибунала ВОХРа, рассмотрев дело на заседании 11 июня, за преступление по должности, бандитизм, попытку использовать общественное несчастье в своекорыстных целях и тем самым дискредитировать Советскую власть, приговорила Савушкина к высшей мере наказания – расстрелу».

Приговор привели в исполнение в ночь с 11 на 12 июня.

Пострадавшие

По Туле распространились слухи о значительном количестве жертв железнодорожной катастрофы. Говорилось, например, о двух тысячах погибших и искалеченных.

13 июня «Коммунар» поспешил пресечь вредные разговоры: «Слухи о колоссальном количестве жертв оказались преувеличенными. Из окончательного подсчета выяснилось, что убитых 72 человека и раненых 87». Как оказалось в дальнейшем, эти цифры, приведенные газетой, оказались весьма заниженными.

А пока «Коммунар» делился информацией о том, что «мобилизованные для помощи раненым передают о кошмарных картинах катастрофы. Особенно много пострадавших, изуродованных и обожженных серной кислотой. Много переломов рук и ног».

18 июня в отчете о разбирательстве дела на сессии чрезвычайного революционного военно-железнодорожного трибунала была приведена окончательная официальная статистика последствий катастрофы: 109 погибших, 157 легко- и тяжелораненых.

Расследование

Для расследования причин трагедии была создана следственная комиссия, состоявшая из тульских железнодорожников-специалистов, представителей различных служб, Рабоче-крестьянской инспекции, профсоюзов, сотрудников ЧК. Следствие продолжалось всего четыре дня.

Сессия чрезвычайного революционного военно-железнодорожного трибунала состоялась 16 июня в Колонном зале Дома музыки – бывшего здания Дворянского собрания. По свидетельству «Коммунара», «зал и хоры Дома музыки еле вместили всех пришедших на слушание дела».

Выяснилось, что роковой поезд был сформирован на станции Тула-2 во время дежурства помощника начальника станции П.И. Соловьева. При сдаче дежурства своему заместителю М.Г. Климашевскому он не объяснил, что поезд составляется неправильно. Тяжело нагруженные вагоны были поставлены не в голове поезда, а в хвосте, что и способствовало их отрыву. Климашевский не проверил поезд. Такую же халатность – в отношении места расположения тяжелых вагонов – проявили и те, кто непосредственно составлял поезд.

Кроме того, была неверно надета стяжка между 20-м и 21-м вагоном. Но осмотрщик поезда этого не заметил.

Главный кондуктор А.П. Шагин должен был поехать с этим поездом, но самовольно отменил свою поездку. Его заменил и принял поезд кондуктор Г.А. Маркин.

Вместо необходимых пяти кондукторов в этом составе было всего трое.

Главный кондуктор должен был получить от машиниста тормозное устройство – «башмак Бюстинга». Факт получения башмака отмечается в ведомости. Затем башмак передается кондуктору, который находится на последней тормозной площадке. Тормозной башмак у железнодорожников – это приспособление для уменьшения скорости или остановки движущихся групп вагонов (отцепов), а также закрепления стоящего подвижного состава от самопроизвольного и несанкционированного движения.

Машинист Д. Немчинов передал башмак не главному, а какому-то другому кондуктору; кому именно – машинист так и не вспомнил. Факт получения башмака от машиниста в ведомости отмечен не был.

Уточнённая картина события

А потом, как излагалось на сессии трибунала, произошло следующее.

Паровоз, пройдя станцию Тула-1, не справился с подъемом. «Сырые дрова и плохой уголь щекинских копей не давали достаточного парообразования». Состав остановился.

«Машинист пытался сдвинуть поезд, но из-за большой тяжести это оказалось невозможным. Паровоз, едва сдвинувшись вперед, тут же пошел назад. Движение это – задний ход – тут же передалось всему составу. Машинист сделал вторую попытку двинуться вперед, но из-за того, что задние вагоны продолжали двигаться назад, произошел разрыв. Оторвались 13 негруженных вагонов и 20 с грузом серной кислоты, кокса и железа».

Дальнейшая картина трагедии совпадает с той, что приведена в публикации «Коммунара» от 12 июня. Разбилось 20 вагонов и 2 платформы. О количестве человеческих жертв сказано выше.

Приговор

На сессии трибунала обвиняемые не отрицали своей вины и в последнем слове ничего не говорили в свое оправдание. Трибунал совещался около трех часов и всех признал виновными в преступном отношении к своим обязанностям, последствием чего стала гибель ценнейших и весьма необходимых РСФСР грузов и человеческие жертвы.

Все обвиняемые были приговорены к общественным принудительным работам с заключением под стражей на разные сроки.

Соловьев получил 8 лет. Климашевский, скрутчик Кудинов и старший кондуктор Маркин – по 5 лет. Машинист Немчинов и главный кондуктор Шагин – по 3 года. Кондуктор Горячев, осмотрщик Дронов и сцепщик поезда Клюев – по 2 года.

Трибунал также постановил привлечь к ответственности ревизора участка, где произошла катастрофа, и начальника станции Тула-2.

Забвение

Предыдущая крупная железнодорожная катастрофа в Тульской губернии произошла в ночь с 29 на 30 июня 1882 г. на перегоне Чернь–Мценск недалеко от деревни Кукуевки (ныне Чернского района Тульской области).

Сильнейший ливень привел к тому, что водопропускная чугунная труба под земляной насыпью через глубокий овраг не справилась с притоком воды. В результате высокая насыпь была размыта на большом протяжении, железнодорожное полотно повисло в воздухе, разорвавшись во время прохождения почтового поезда. Семь первых вагонов поезда провалились в образовавшуюся пустоту, а затем были завалены разжиженным грунтом. В результате крушения погибло 42 человека, 35 было ранено. В 2003 году в память о жертвах Кукуевской катастрофы 1882 года на станции Скуратово силами Тульского отделения Московской железной дороги была построена часовня.

Наверное, 109 человек, погибших в катастрофе, случившейся в 1920 году под Тулой, тоже достойны того, чтобы о них помнили. Может быть, стоит подумать об установке хотя бы простого памятного знака?

НАТАЛИЯ КИРИЛЕНКО.

На фото: Грузовой поезд. 1920-е годы. Из архива Б.В. Януша. Фото с сайта etoretro.ru.


Возврат к списку

Написать в редакцию