• gazetatula@tularegion.org
  • 300024, г. Тула, Бухоновский
    переулок, д. 10
  • Редакция: +7 (4872) 52-15-45
    Реклама: +7 (4872) 58-40-00; +7(953)199-00-04


 
Храм на Конной площади 16.09.2018 08:30:00

Храм на Конной площади

В этом году тульский храм Двенадцати Апостолов отмечает три круглые даты: 120-летие освящения первоначальной деревянной церкви, 115-летие со дня закладки каменного здания и 110-летие окончания его строительства. О том, почему было решено его создать и как он возводился, –- наш сегодняшний рассказ.

 

Новые церкви на окраинах

По оценке, приведенной в «Тульских епархиальных ведомостях», в конце XIX века, несмотря на обширную территорию, занимаемую Тулой, и многочисленность населения, число храмов в ней было ограничено и мало отличало ее в этом отношении от некоторых уездных городов. К тому же большинство церквей сосредоточивалось в центре губернской столицы. «Сближенные у кремля храмы и состоящие при них причты, служа духовным интересам центрального населения города, не могут удовлетворить религиозно-нравственных нужд окраин с многотысячным населением мастеровых и рабочих…» – отмечали «Тульские епархиальные ведомости».

В 1896 году по прибытии на тульскую кафедру преосвященный Питирим обратил внимание на недостаток храмов на окраинах Тулы. Убедившись затем, что недостаток этот «ставит в необходимость многих православных жителей города по году и более не бывать в церкви и не исполнять священнейшего долга христианского», Его Преосвященство решил приступить к обустройству храмов на окраинах.

В результате в нашем городе появились четыре новых церкви – Свято-Знаменская (в Заречье, на пересечении улиц Ствольной и Арсенальной), Двенадцати Апостолов (на Конной площади, в конце улицы Воронежской (ныне Оборонная)), Феодосия Черниговского (в Чулкове, на пересечении улиц Протопоповской и Полевой (ныне улицы Плеханова и Калинина)) и Сионская при свечном заводе (на улице Томилинской (ныне Красноармейский проспект)).

Первые три вышеназванных храма вначале были деревянными. В Заречье, например, под церковь был переоборудован пожертвованный для этой цели жилой дом. А на южной, так называемой Воронежской, окраине Тулы трудно было даже найти дом, который можно было бы нанять для проведения богослужений. Да и средств для найма не было. Благочинный тульских церквей Г.И. Панов обратился за помощью к лесоторговцам, имеющим «лесные дворы» близ южной окраины. Но пожертвованных ими материалов было недостаточно для начала строительства храма.

 

Из села Никольского – в Тулу

И тут помог случай. Панов встретил своего знакомого Ивана Ивановича Чистикова – церковного старосту села Никольского, что на Упе, Одоевского уезда. Тот сообщил, что в селе есть старый, но добротный деревянный (дубовый) храм, вместо которого уже построен новый каменный. 10 августа 1898 года Панов докладывал в рапорте преосвященному Питириму: деревянная церковь была предназначена «к слому и сожжению, почему колокольня уже сожжена на уголь, но церковь кроме полов и потолков до сих пор уцелела и находится под железною крышею». С согласия причта и прихожан этот деревянный храм был передан в Тулу.

В начале сентября 1898 года Никольскую церковь разобрали, тщательно пронумеровали бревна и 20 сентября собрали, «с добавлением нижнего леса», на Конной площади в Туле. 30 ноября прямо в здании церкви начала действовать церковноприходская школа. А 17 декабря 1898 года деревянный храм был освящен. Он оказался довольно большим, вмещал до 800 человек.

В звании исправляющего должность церковного старосты был утвержден потомственный почетный гражданин Иван Иванович Чистиков.

 

Первые благотворители

Приход нового храма составился из жителей ближних домов – прихожан соседних трех церквей, преимущественно Николо-Завальской. В большинстве своем это были бедные люди. Ежегодный сбор на каменный храм не превышал трехсот рублей. Деньги на строительство церкви Двенадцати апостолов собирали не только в Туле, но и в Тульской губернии. Так, от прихода села Липицы поступило 6 рублей – взносы крестьян составляли от 5 до 50 копеек.

Появились крупные благотворители, и первый из них – купец Дмитрий Яковлевич Ваныкин, оставивший по завещанию на храм 3000 рублей.

В декабре 1902 года статский советник Василий Александрович Никольский пожертвовал для строительства каменного храма 10300 рублей на вечное поминовение его покойной жены Екатерины Андреевны. Еще 3000 рублей он положил на счет церковноприходского попечительства – чтобы проценты с этого капитала распределялись между неимущими прихожанами по усмотрению попечительства. В донесении священника Михаила Успенского епископу Тульскому и Белевскому Питириму говорилось, что «жертвователь, досточтимейший Василий Александрович, не желая получить какую-либо награду за эти пожертвования, со слезами на глазах … просил меня молиться об упокоении души покойной жены его». В.А. Никольский выразил желание, чтобы к возведению каменного храма приступили в начале 1903 года.

 

Строительство

Каменный храм заложили рядом с деревянным.

К 8 июля 1903 года был закончен фундамент каменной церкви, и в этот день освящена закладка.

При строительстве возникали финансовые затруднения. Так, в отчете о состоянии церквей от 11 февраля 1906 года благочинный констатировал по поводу возводимого храма: «... С внешней стороны почти совершенно окончен, возведен купол, сделаны главы, и всё здание покрыто. Внутри же храм этот совершенно не отделан: ни дверей, ни рам, ни полов, ни иконостаса еще не сделано, за недостатком средств прихожан».

Постройку каменного здания завершили в 1908 году. Храм возведен в характерном для того времени русском стиле. Пять больших луковичных его глав опираются на массивный куб из красного кирпича. Аркатурный пояс, наличники, кокошники, балясины, сделанные из белого камня, либо окрашенные в белый цвет, придают краснокирпичному зданию праздничный, нарядный вид.

Главный престол храма был освящен во имя Двенадцати Святых Апостолов; правый – во имя Николая Чудотворца, потому что большинство прихожан раньше были прихожанами Николо-Завальской церкви; левый – во имя великомученицы Екатерины, в память покойной жены главного жертвователя.

Иконостас центрального алтаря – деревянный, позолоченный, украшенный богатой резьбой. Полы в храме выложены многоцветной метлахской плиткой.

Звонница при каменной церкви пока что оставалась прежней – деревянной, на четырех столбах.

А деревянную церковь опять разобрали и в 1908 году перевезли в село Товарково нынешнего Богородицкого района. Но по сей день небольшая часовня у западных входных дверей каменного храма ограждает место святого престола первоначальной деревянной церкви.

 

Колокольня

В.А. Никольский передал еще 5 тысяч рублей на строительство каменной колокольни.

Помимо этих средств и небольшой суммы, собранной прихожанами, деньги на строительство колокольни пожертвовал известный тульский кондитер Василий Евлампиевич Сериков.

Строительство колокольни было завершено в 1912 году. Ее венчает традиционный для древнерусского зодчества шатер, украшенный модернизированными декоративными элементами.

В 1914 году «весь звон весом в 20 пудов» (то есть все колокола храма, оставшиеся со времени деревянной церкви, весившие около 330 кг) был заменен новым. Старые колокола не представляли «археологической и монументальной ценности» и потому были пущены в переплавку. Этот металл пригодился для литья новых колоколов. Основные средства на их изготовление пожертвовал Сериков, еще 300 рублей собрали прихожане. Колокола были изготовлены на одном из лучших предприятий этой сферы — колокольно-литейном заводе Павла Николаевича Финляндского (Москва). В Тулу их доставили по железной дороге: с 1899 года существовал льготный железнодорожный тариф на перевозку колоколов. Самый большой колокол весил 124 пуда 10 фунтов (более 2 тонн). Общий вес «нового звона» составил 250 пудов (около 4,1 тонны). Новый «звон» подняли на колокольню 12 июня 1914 года.

 

* * *

В 1912 году в церковно-приходской школе при храме обучались 9 мальчиков и 15 девочек. Действовала богадельня для престарелых, рассчитанная на 5 человек. Здания школы и богадельни сохранились до наших дней; они находятся при входе в церковную ограду со стороны улицы Петра Алексеева.

Наталия КИРИЛЕНКО.


 


Наша справка

КОННАЯ ПЛОЩАДЬ в дореволюционной Туле – это место, где издавна торговали не только лошадьми, но и другим скотом. В начале ХХ века торговлю упорядочили, площадь благоустроили. «Тульские губернские ведомости» сообщали: «27 октября 1902 г. открыта Конная площадка для продажи и покупки разного рода скота. Помещается Конная площадка в конце Воронежской улицы и занимает около 6 десятин (около 6 га. – Н.К.)земли, обнесена рвом и толстой проволокой. Здесь имеется постоянное помещение для сторожа и временное (на время базаров, в четверг и воскресенье) - для ветеринарного врача и кассира. В конце площадки отдельное здание (три станка с асфальтовым полом) для больных лошадей, впредь до их убоя».

На месте Конной площади до недавнего времени находилось трамвайное депо, а теперь там строится жилой комплекс.

Василий Евлампиевич СЕРИКОВ (1852–1919) родился в сельце Алешково Алексинского уезда в семье крепостного крестьянина. Окончил Алексинское уездное училище. Переехал в Тулу, женился, но первая его жена рано умерла. После смерти брата жены Серикову досталось небольшое кондитерское заведение. В 1881 году на Никитской улице (ныне – улица Староникитская) Сериков возвел двухэтажный дом, на первом этаже которого находился магазин, торговавший кондитерскими товарами. В 1902 году он построил кондитерскую фабрику (ныне ее корпуса принадлежат ОАО «Старая Тула»). Предприятие выпускало пряники многих сортов и видов, конфеты, шоколад, мармелад, халву. Сериков был старостой храма Двенадцати Апостолов, попечителем церковно-приходской школы. Похоронен у южной стены храма.



Возврат к списку


Написать в редакцию