• gazetatula@tularegion.org
  • 300041, г. Тула, проспект Ленина, д. 46
  • Редакция: +7 (4872) 76-55-98
    Реклама: 8-953-199-00-04


 
Художник с иглой 16.01.2020 16:45:00

Художник с иглой

На улицах появляется всё больше молодых людей с рисунками на теле, чем пугают особенно впечатлительных прохожих. Причём это не только суровые панки и готы, но и вполне уважаемые серьезные люди. Зачем они это делают, сколько на это тратят и почему не верят стереотипам о татуировках мы выясняли у тульского тату-мастера Владислава Березнёва, который работает в индустрии уже больше 5 лет.

Болезнь вне возраста и пола

– Сколько в день набиваешь татуировок, и сколько берёшь за одну?

– Трёхчасовой сеанс стоит 5 тысяч рублей. Иногда ценник варьируется – если работа очень сложная. Клиентов больше двух за день не беру. В идеале – одного, потому что на второго меньше сил остаётся. Устаёшь сильно – работа всё-таки творческая.

– Какие картинки чаще всего делаешь?

– Размер – где-то 20-25 см, на предплечье. Цветные делаю редко – мне скучно. Начинал с них, но понял, что тени, полутени, градиенты от тёмного к светлому мне гораздо интереснее делать, чем просто вбивать цвет из огромной палитры. Так что чаще всего делаю что-то чёрно-белое, графическое или связанное с негативом – мертвецы, черепа.


– И кто чаще всего приходит к тебе на сеансы?

– Как ни странно, женщины – около 70% от всех клиентов, при этом заказывают не бантики-цветочки. Наверное, они так видят мир – и им хочется чего-то тёмного, мрачного. Татуировка же позволяет выразить себя через кожу, и многие показывают, что они не такие, как все. Может, именно девушек привлекает более приятное общение: многие мастера ведут себя грубо, стараются показать свою крутость, будто они цари и боги, из-за чего люди боятся им писать – слова лишнего не вставить.

– Эскизы сам рисуешь?

– Как правило, да, но, бывает, берём что-нибудь из интернета и переделываем. Чисто из головы редко получается. Если приносят готовый, я советую что-то исправить, добавить какие-то детали или изменить толщину контура. Иногда вообще приносят не эскиз, а фотографию работы – приходится самому отрисовывать, и получается немного по-другому.

– Многие мастера напротив, категорически отказываются набивать картинки из интернета. Как ты думаешь, почему так происходит?

– Отказываются либо ЧСВ-шные (высокомерные. – Н.Р.), которые мнят себя супермастерами, либо те, у кого большой поток клиентов, и им не до картинок из интернета – у них и так есть спрос, и делать что-то стандартное скучно. И принципиальные – работают во имя творчества.

Со временем и я планирую перейти только на собственные эскизы. Пока что ищу свой стиль. Сейчас более активно пробую реализм, хочется делать что-то готическое. Вообще люблю создавать мрачные реалистичные тату с элементами какой-то загадки, мистики.

– А какие татуировки ты никогда в жизни не стал бы набивать?

– Не люблю надписи. Но если человек очень сильно хочет – просто называю ценник и, если его устраивает, делаем. На лице не пробовал, но мне лично такие тату не очень нравятся: при общении мы смотрим человеку в глаза и считываем образ лица, который отражает внутренний мир, а тату – такое пятнышко грязи, которое мешает правильному восприятию. И я категорически не делаю тату с изображением гениталий – хотя пару раз просили.

– Часто ли встречаются неадекватные клиенты?

– На самом деле очень редко. Чем выше ставишь ценник, тем более адекватные люди приходят. То есть 500 рублей каждый может потратить, а когда тату стоит несколько тысяч, уже начинают задумываться – для кого-то это четверть зарплаты.


– Правда ли, что татуировки набивают только наркоманы, "зеки" и психически неустойчивые люди?

– У меня нет такого стереотипа, что, если человек сделал татуировку – значит, он наркоман или какой-то нехороший. Нужно сначала с человеком познакомиться, пообщаться, а уже потом делать какие-то выводы. Можно быть с чистой кожей, но совершенно отбитым на голову. Недавно, кстати, у меня делал тату хозяин стоматологической клиники – мы отлично пообщались, хороший мужчина.

– Если к тебе придёт ребёнок, как поступишь?

– Ребёнок – понятие растяжимое. Если ему от 14 до 18 лет – делается с разрешения родителей при личной встрече или по видеосвязи. Чаще всего родители сами приходят с ребёнком и говорят: "Я не против, чтобы он сделал тату. Пусть лучше у вас, качественно и безопасно, чем где-нибудь в подворотне". И кстати чаще всего у подростков, которые приходили ко мне, уже были кривые татуировки, сделанные втихаря, – приходили, чтобы я перекрыл.

– Бывало ли такое, что с ними приходили уже татуированные родители, и как ты к этому относишься?

– Да. Например, у меня забивается мать и её сын – мой друг. Началось это так: он сделал тату, пришёл домой и уже по факту показал маме. Она: "Ах так!" – и через неделю пришла сама делать, причём более масштабную и серьёзную. И вот у них что-то вроде соревнования идёт. (смеётся) Мне нравится, когда взрослые люди приходят делать тату, и для них это нормально – не имеют ненужных рамок. Ей около 45 лет, и она только сейчас открыла для себя тату. Первая была на бедре, около 30-40 см, – цветная жар-птица. Женщина осталась в восторге, и потом набила реалистичного тигра на лопатке. Ей нравится – и она делает. У меня вообще ограничений нет, мол, тату можно делать только в возрасте от 18 до 25 – пусть хоть бабушка приходит.

– А до какого возраста вообще можно делать тату?

– Да хоть до смерти. Например, читал, что в московскую студию "Магнум" ходил дедушка возрастом за 70 лет, – кстати, недавно умер, – и делал татуировки до самого конца. А начал где-то в 50 лет – и продолжил забиваться, нашёл свою стезю.

– То есть "синяя болезнь", когда после одной татуировки человек не может остановиться, всё же существует? Как ты думаешь, почему?

– Да, есть такое. Мне кажется, это похоже на коллекционирование: взял что-то одно – и хочешь собрать весь набор. И тот, кто никогда не "варился" в тату-сфере, попадая в неё, проникается, возможно, находит увлекающихся татуировками друзей, гармоничную среду обитания. Но рамки только в голове: кто-то считает, что три – уже много, а кто-то не остановится, пока весь не забьется. Я ещё не встречал людей, дошедших до безумия. Кто-то и глаза забивает, но это уже некая "фрикообразность": тату можно сделать без переборов, а можно залить всё. Хотя если человеку нравится, я ничего против не имею.

Выбор на всю жизнь

– Всегда ли в татуировке должен быть смысл?

– Каждый этот смысл закладывает сам. Если человек хочет череп – не надо спрашивать у мастера, что это значит: можно его сделать, например, в память о посещении Хеллоуина в Америке, запечатлеть момент на теле. Также и с надписями, и со всем остальным: не надо искать какие-то смыслы в интернете. И большинство именно свои смысл вкладывает. Но иногда бывает и такое, что приходит человек и просит набить «что-нибудь красивое». Тогда это просто художественный рисунок – не более.

– Как мы знаем, у "зеков" есть свои значения…

– Ну "зеки" – это совсем другая среда. Мы на "гражданке", где если и есть "зеки", то только бывшие, так что правила здесь совсем другие. Другое дело, когда ты попадаешь туда с этими татуировками – тут уж извините, правила другие, придётся как-то объясняться. А то что они вытянули оттуда в нашу жизнь – их дело. В нашем мире всё это – давно уже художественные тату. Да и всё нужно делать в меру, поостеречься совсем уж агрессивных "наколок".


– И всё-таки – нужно ли подходить к выбору изображения для тату со всей ответственностью, или можно делать первое попавшееся?

– Тут уже у всех индивидуально – кто-то размышляет, кто-то делает спонтанно. Я считаю, что некая идея всё-таки должна быть в голове, а не просто пять минут полистать каталог и тыкнуть. Как правило, такие люди делают, а потом думают: "Ой, а вдруг она мне разонравится через год?" Поэтому стоит всё-таки немного обмозговать будущее изображение, подойти с умом. Свои собственные татуировки я ношу с 2014 года, и они уже стали мне как родинки, как часть меня, которая не может надоесть.

– Возвращались ли к тебе твои клиенты, чтобы повозмущаться – набил не то и не так?

– В начале карьеры бывало пару раз. Да я и брал только по 500 рублей за сеанс – соответственно уровню. В таких случаях человек должен понимать, что идёт к начинающему мастеру. Бывает, желают сделать супермасштабную и суперсложную татуировку, но готовы заплатить только 1000 рублей, а хотят, чтобы по качеству было так же, как на картинке, где мастер точно взял не меньше 30 000 рублей. Как говорится, скупой платит дважды. Недовольные есть всегда. Но одно дело, когда мастер действительно набил "партак" (некачественную кривую татуировку. – Н.Р.), а другое – когда через некоторое время человек хочет исправить какую-то деталь, хотя мастер ему говорит, что и так всё супер. Бывает и наоборот – когда самому работа не очень нравится, а клиент бегает счастливый.

– Замечешь ли недостатки в чужих работах – у прохожих на улице, у друзей и знакомых?

– Я всегда стараюсь оценивать с профессиональной точки зрения, технику нанесения – а сама эстетичность рисунка меня мало волнует. Даже невольно оцениваешь, но незнакомому человеку в глаза не говорю, конечно. Иногда друзья сами советуются со мной по татуировкам – но я же им и набиваю потом.

– А старые татуировки часто перекрываешь? Как это происходит?

– В последнее время – да. Но если там какая-то глобальная проблема, сначала отправляю на лазер – не всегда всё можно перекрыть, особенно тату с тёмными оттенками-полутонами, когда цвет вбивается неплотно. В крайнем случае остаётся "блэкворк" – сплошная плотная заливка чёрным цветом. И слишком часто, думаю, перекрывать-сводить нельзя – могут образоваться рубцы, шрамы. Максимум, что я видел – тройное перекрытие.

Дома или в студии

– Ты работал и на дому, и в студии. Где лучше?

– И там, и там есть плюсы и минусы. Если в студии хороший коллектив, профессиональный, высокого уровня умений, то и твой уровень будет расти гораздо быстрее от взаимодействия с ним – будут быстрее появляться необходимые навыки, работать станешь продуктивнее. Но есть и минусы, которые зависят от самой студии: бывает тесно, некомфортно, внутренние конфликты коллектива. Кто-то вообще стесняется работать на публике. Я долгое время работал на дому, и долго привыкал к студии. А дома, если всё максимально подготовлено к работе в плане стерильности и сервиса для клиента, то плюсы в том, что ты работаешь сам, один, никто не мешает, но личный рост будет двигаться дольше – потому что не общаешься с коллегами.


– Действительно ли запись в студию – залог хорошей татуировки? Не опасно ли идти к "домашнему" мастеру?

– Очень многие сомневаются насчёт стерильности помещения на дому, но у меня нет такого стереотипа. Я сам часто забивался у мастеров дома, и всё проходило отлично. Нужно всё правильно подготовить: не должно быть домашних животных, помещение хорошо бы иметь достаточно просторное, все поверхности важно обработать, замотать плёнкой, надеть специальный рукав на провод инструмента и так далее. А студия – это далеко не гарантия хорошей татуировки. Недавно наткнулся на отзыв об одной тульской студии: девочка сделала тату за 4 тысячи рублей и осталась абсолютно недовольна. Это одно название: сейчас каждый может снять помещение, повесить вывеску и громко кричать, что у него «Студия». Это полдела – нужно ещё и руки иметь.

– Как выбрать хорошего мастера, и по каким принципам его выбираешь ты сам?

– Я выбираю по вкусам. Например, мне нравился стиль одной девочки в Раменском, её подача, хотя она била в основном цветные тату, – и я себе решил сделать. Я лучше заплачу вдвое больше, но буду уверен, что она сделает так, как мне нравится. Советую смотреть по вкусовым предпочтениям, отзывам клиентов, обращать внимание на портфолио, а если есть возможность увидеть работы вживую – обязательно ей воспользоваться. Можно посмотреть на характер мастера при личной встрече – бывает и такое, что рядом находиться совершенно некомфортно. Если всё это устраивает – делай. И не рекомендую смотреть на комментарии в интернете: часто вижу, как хвалят совершенно кривую некачественную работу.

– Что делаешь, если человек приходит на сеанс, и ему очень страшно – вплоть до того, что готов отказаться?

– Нужно выяснить, в чём проблема. Я стараюсь поговорить, успокоить, выйти на компромисс. Рассказываю, на каких участках делать не болезненно, объясняю, сколько примерно времени работа займёт. Прощупываю и выхожу на доверие – тогда человек успокаивается, и мы делаем. Опять же, так получается, если он действительно хочет сделать тату. Если не хочет – зачем насильно заставлять?

Зачем и почему

– Зачем люди делают татуировки?

– Я думаю, это самовыражение. И это помогает обратить на тебя внимание, выделиться из толпы – а для некоторых ребят, особенно молодых, это важно. Такой небольшой внутренний протест. С возрастом это перерастает во что-то другое: кому-то просто нравится украшение на теле, – как серёжки, кому-то просто нравится образ татуированного человека. У меня есть клиентка – воспитательница детского сада, которая приходит делать татуировку, когда её всё бесит, на работе достали и в жизни проблемы – она, во-первых, общается со мной, а во-вторых – получает дозу боли, и после четырёх часов сеанса совершенно успокаивается и остаётся довольной. У неё уже забило около 60% тела.


– Как относишься к утверждению, что тело – это храм, и портить татуировками его нельзя?

– Если это храм – его нужно украсить. (смеётся)

– Как татуировка будет выглядеть в старости?

– Хорошая изначально будет выглядеть хорошо и на старой коже. Тату не деформируется, даже если растолстеть. К тому же в старости и без татуировки кожа будет выглядеть далеко не идеально.

– Можешь сам себе набить татуировку?

– Я пробовал. Получается очень больно, начинают трястись руки. Это сложно, и начинающим я не советую так делать. Как правило, это всё кончается перекрытиями и коррекциями у других мастеров. Но у меня более-менее получилось.

Из андеграунда в массы

– Мог бы ты сказать, что в последнее время популярность татуировок в России резко возросла, и почему, как думаешь?

– По моим наблюдениям, этот всплеск произошел где-то в 2013 году – тогда очень многие стали забиваться. Возможно, дело в том, что мода до нас как-то медленнее доходит из той же Америки. Начали появляться технологии, образ жизни людей и их взгляды на мир поменялись. Также и я: раньше не увлекался, а потом сделал первую тату – и понеслось.

– Почему ты решил стать тату-мастером? С чего начинал?

– Я сделал пару татуировок, и как-то раз еду с братом в автобусе, и он говорит: "Почему бы тебе самому не начать делать татуировки? Ты ещё и неплохо рисуешь". И потихоньку меня это начало втягивать. Сначала тату не были источником дохода, да я и не пытался много заработать и стать известным – для меня это было определённой субкультурой, андеграундом. Некоторыми мастерами – интересными и загадочными личностями – я восхищался и хотел быть на них похожим. И потом потихоньку это стало полным источником дохода.


– Что нужно для того, чтобы стать тату-мастером?

– Нужно иметь какие-то смежные навыки: уметь рисовать, знать хотя бы азы, а потом – отрабатывать уже качество татуировок, ровность контура, покраса и прочего – для начала на искусственной коже. И важно иметь хорошее оборудование. Если действительно интересно – работай, копи и покупай сразу нормальный инструмент. Увы, я от незнания начинал с китайского и ничем хорошим это не заканчивалось. Начальная комплектация – около 50 тысяч рублей: хорошая универсальная роторная машинка, блок, краски и по мелочи. Плюс – специальная мебель, кушетка. Не стесняйся общаться с людьми, которые работают в этой сфере – задавай вопросы, бери пример. Потом потихоньку начинай делать на людях – с самого простого, чтобы понимать все нюансы. Самая первая моя татуировка – геометрический узор на икре – получилась "партаком", но мы с этим человеком не поссорились, продолжили общаться, и через три года я сделал качественное перекрытие.

Сейчас, кстати, стало появляться довольно много мастеров. Есть два типа: те, кто хочет "срубить бабок", и те, кто подходит творчески. Вторые уйдут дальше, пусть это и будет сложнее. Нормальные деньги поначалу никак не заработаешь: нельзя пришить руки другого человека, так что придётся помучаться.

– То есть ты собираешься заниматься этим до конца жизни?

– Да. Придерживаюсь известной цитаты: "Выберите работу по душе, и вам не придётся работать ни одного дня в жизни". Если мне это нравится, и я хочу в этом развиваться – почему нет?

Беседовала Надежда Ратуева.

Фото: из архива героя.



Возврат к списку


Написать в редакцию