• gazetatula@tularegion.org
  • 300041, г. Тула, проспект Ленина, д. 46
  • Редакция: +7 (4872) 76-55-98
    Реклама: 8-953-199-00-04


 
Марина Смирнова: «Мы создаем сообщество читающих детей» 10.11.2017 14:46:11

Марина Смирнова: «Мы создаем сообщество читающих детей»

В седьмой раз в Тульской области пройдет конкурс юных чтецов «Живая классика». О международном конкурсе, любви к детям и книгам мы поговорили с директором фонда «Живая классика», учредителем конкурса Мариной Смирновой.

- Конкурс появился в 2011 году, и вы стояли у его истоков. Расскажите, как все начиналось?

- Я преподаватель русского языка и литературы, специалист по современной литературе. Меня  еще в университете интересовали проблемы чтения. Сама я с детства любила читать, и у моих родителей была другая проблема – меня как-то социализировать.  

Еще в университете  я организовала фестиваль, посвященный творчеству Андрея Битова. Фестиваль собрал большую аудиторию, чем лекции, и я поняла, что это еще один качественный способ обучения.

Так начались поиски интересных проектов. На семинаре для специалистов книжного бизнеса, организованном Гете-институтом, рассказали о конкурсе чтецов среди шестиклассников в Германии, где дети сами выбирают произведение и читают отрывок из него. Этому конкурсу уже 50 лет и за это время он изменил ситуацию с чтением.

- Почему шестиклассники?

- Немецкие исследования показали, что большинство людей читает свою первую книгу сознательно где-то в возрасте 11-12 лет. Если в этом возрасте ты не встретил свою книгу и не начал читать, то в возрасте 14 лет ребенок, который не читал, вряд ли начнет это делать. Когда я услышала об этом, у меня был большой скепсис, ведь у нас и так много конкурсов чтецов. Немцы сказали, что важен охват, ведь если в конкурсе будет участвовать 29 человек из 30, то тридцатый сам подтянется. Кроме охвата, важна и свобода выбора, если рекомендовать ребенку текст, то проект умрет быстро. Поэтому никаких рекомендаций, выбираем только то, что нравится. Мы решили попробовать. В 2011 году собрали школьных методистов в Санкт-Петербурге и сказали: «Есть такая идея и мы готовы заняться организацией, если будут участвовать все». Они согласились и проект активно стартовал в Петербурге. Финал предложили провести в книжной ярмарке, где наши дети собрали зал из 500 человек, который сначала был пуст. Но все, кто заглядывал внутрь, оставался до конца. Благодаря сарафанному радио в финале приняли участие семь городов.

- Как конкурс вышел на всероссийский уровень?

- У нас в зале аншлаг, дети читают классические литературные произведения. В этот момент в зал зашел заместитель руководителя Роспечати Владимир Викторович Григорьев. Он предложил сделать проект федеральным. На следующий год подключились министры культуры и образования, директор Роспечати и мы отправили коллективное письмо во все регионы России. Таким образом в 2012 году мы получили 2,5 млн. участников и охватили 83 региона. И тогда немцы сказали: «Мы снимаем шляпу. Мы за 50 лет не сделали того, что вы сделали за год». Они потом у нас опыт перенимали, задаваясь вопросом, как наши дети читают произведения наизусть. А здесь все просто: в положении было прописано «читаем по книге», а они сами читали наизусть.

В 2012 году на финале конкурса ведущий 20 минут называл регионы, откуда приехали участники. И было такое чувство единения и патриотизма, когда стояли на одной сцене: дети из Чечни, Дагестана, Якутии, Таймыра, из самых разных уголков России. Все совершенно разные, было ощущение: вот она -  вся страна. Эти дети подружились, они все между собой общались, это было просто замечательно.

О конкурсе

Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» — соревновательное мероприятие по чтению вслух (декламации) отрывков из прозаических произведений российских и зарубежных писателей. В конкурсе могут принимать участие учащиеся 5-11 классов учреждений общего и дополнительного образования не старше 17 лет на момент проведения отборочных туров всероссийского финала конкурса.

Сайт конкурса: youngreaders.ru

Заявки на участие принимаются на сайте до 25.01.2018 г.

- Сейчас конкурс международный. Как «Живая классика» привлекла участников из других стран?

- На самом деле мы не привлекали, участники сами изъявили желание. Мы сначала думали, что будут только русскоговорящие жители стран СНГ. А потом в министерство образования пришло письмо от русскоговорящих мам Турции. Мы приняли их к участию. Можно сказать, что символом международного конкурса «Живая классика» стал мальчик-турок по имени Талгу  Караёл, который плохо понимал по-русски. Он просто выучил текст «Заколдованная буква». О смысле текста можно было догадываться, когда он читал. Но это была идеальная интерпретация этого текста. Получилось, что это было на грани гениальности, было 100% попадание. Мальчик был первым настоящим иностранцем в конкурсе, он победил. Тогда мы поняли, что у конкурса нет границ, что может участвовать любой.

Так появились два отдельных проекта – конкурс для русскоговорящих детей и конкурс для иностранцев. Иностранцы учат русский язык, узнают культуру и традиции. А русские – пытаются рассказать о себе при помощи текста, находят ту книгу, которая их раскрепощает, цепляет.

- Какая у конкурса миссия? Вы ведь не просто пытаетесь «заставить» детей читать.

- Изначально у конкурса была цель – тотальный охват. И мы этого добились. Потом остановились и подумали: зачем мы это делаем. Затем была другая задача: чтобы дети читающие общались. Мы стали создавать сообщества, клубы, детские лагеря – площадки для общения. Мы вовлекаем учителей и библиотеки. Учителя провоцируют дискуссии, организуют встречи с писателями. Библиотека рассказывают о действительно стоящих книгах. Шедевры получаются тогда, когда нарушаются правила. Но эти правила надо сначала создать, чем мы и занимаемся в нашем фонде.

Шедевры получаются тогда, когда нарушаются правила. Но эти правила надо сначала создать.

Глобальная задача «Живой классики» научиться самостоятельно думать. Если люди не знают, куда им идти, они становятся легкоуправляемыми. То есть у тебя нет никакой позиции, тебе можно «взять» любую. А когда читаешь, ты понимаешь, какие существуют возможности, ты учишься мыслить самостоятельно и принимать взвешенные решения. Самостоятельные люди – это изобретатели, это те, кто может видеть вещи по-другому. Мы создаем сообщество читающих детей, а, значит, детей самостоятельно мыслящих и детей, к чему-то стремящихся.

Как выбрать, что почитать

- Когда мне говорят: «Почитай», я записываю, а потом смотрю рецензии и отзывы на это произведение. Если меня цепляет, я иду и читаю. Для меня важно, кто дает книгу и что он хочет этим сказать. Так я вступаю в диалог с этим человеком.

М. Смирнова

- Почему вы выбрали детей, детскую литературу и развитие детского потенциала?

- Я всегда мечтала стать учителем, мечтала преподавать в школе. Прочитав «Педагогическую поэму» Макаренко, я поняла, что буду учителем. К тому же, с математикой у меня было все очень плохо. В университете я решила, что хочу заниматься наукой, а именно литературоведением. После окончания вуза я преподавала, но, когда начала заниматься фестивалями и литературными проектами, я поняла, что это мое. Мы искали способы преподавания с помощью разных видов искусства. Мне нравятся подростки, их энергия и энтузиазм. Летом на целый месяц я уезжаю в лагерь «Артек» и работаю там с ребятами. Хочу всю свою жизнь связать с детьми.

Список любимых произведений Марины Смирновой

  • Владимир Набоков "Другие берега", "Защита Лужина"
  • Людмила Петрушевская "Маленькая девочка из "Метрополя"
  • Андрей Битов "Улетающий Монахов"
  • Генрих Белль "Глазами клоуна"
  • Борис Виан "Я приду, чтобы плюнуть на Ваши могилы"
  • Маркес "Вспоминая моих печальных шлюх"
  • Варгас Льоса "Город и псы", "Праздник козла"
  • Генри Миллер "Тропик рака"
  • Янвиллем все де Ветеринг "Пустое зеркало"
  • Бернхард Шлинк "Чтец"
  • Уильям Теккерей "Ярмарка Тщеславия"
  • Трумен Капоте "Завтрак у Тиффани"
  • "Сомерсэт Моэм "Театр"
  • Уильям Голдинг "Повелитель мух"
  • Томас Манн "Смерть в Венеции", 
  • Кен Кизи "Пролетая над гнездом кукушки"
  • Харуки Мураками "Норвежский лес", "Охота на овец", "Кафка на пляже"
  • Умберто ЭКО "Имя Розы"
  • Джованни Боккаччо "Декамерон"
  • Апулей "Золотой осел"
  • Теодор Драйзер "Финансист"!!!
  • Эрленд Лу "Наивно. Супер"
  • Айн Рэнд "Атлант расправил плечи"
  • Барбери Мюриель "Элегантность ёжика"
  • Эрих Шмидт "Оскар и Розовая Дама"
  • Уолтер Айзексон "Инноваторы", "Стив Джобс", "Альберт Эйнштейн"
  • Ричард Докинз "Магия реальности"
  • Ромачандран "Мозг рассказывает"
  • Федор Углов "Советы столетнего хирурга"
  • Илья Ильф и Евгений Петров "Золотой телёнок", "Двенадцать стульев"
  • Федор Достоевский "Идиот"
  • Михаил Салтыков-Щедрин "История одного города"
  • Исаак Бабель "Одесские рассказы"
  • Владимир Гиляровский "Москва и москвичи"
  • Анатолий Кони "Воспоминания о писателях"
  • Михаил Булгаков "Записки на манжетах"
  • Иван Лажечников "Ледяной дом"
  • Федор Сологуб "Мелкий бес"
  • Фазиль Искандер
  • Евгений Водолазкин "Лавр"
  • Михаил Шишкин "Письмовник"
  • Александр Терехов "Большой каменный мост"
  • Татьяна Толстая "Кысь", сборник "На золотом крыльце сидели"

Любимые книги в подростковом возрасте:

  • Артур Конан Дойль
  • Этель Войнич "Сними обувь твою"
  • Колин Маккаллоу "Поющие в терновнике"
  • Дафна Дюморье "Ребекка", 
  • Антуан де Сент-Экзюпери "Цитадель"
  • Майн Рид "Всадник без головы"
  • "Заколдованный сад"
  • "Четвёртая высота"
  • "Маленький лорд Фоунтлерой"
  • Гектор Мало "Без семьи"
  • Сэлинджер "Над пропастью во ржи"
  • "451 градус по Фаренгейту"
  • Приставкин "Ночевала тучка золотая"
  • Республика ШКИД
  • "Педагогическая поэма" Макаренко

НАШЕ ДОСЬЕ

Смирнова Марина Валерьевна

Специальность: филолог, преподаватель русского языка и литературы

Окончила филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета

Награды: лауреат молодежной премии «Триумф» и премии «Гражданская инициатива»

Живет: в поезде и самолете

Читает: около 100 страниц в день

Любимые авторы: Людмила Петрушевская и Андрей Битов

Последние прочитанные книги: Кэтрин Данн «Любовь гика», Джейн Фонда «Вся моя жизнь»

Беседовала Алина Полевая

Фото: Юрий Нечаев, «Тула»

Материал опубликован в городской газете "Тула" №45 (146) от 8 ноября 2017 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Возврат к списку


Написать в редакцию