• gazetatula@tularegion.org
  • 300041, г. Тула, проспект Ленина, д. 46
  • Редакция: +7 (4872) 76-55-98
    Реклама: 8-953-199-00-04


 
Тульская легенда 28.06.2020 18:20:00

Тульская легенда

Многие ли из нас знают, что филимоновская игрушка – не единственная гордость ремесленников Тульской области? Существует и уникальная тульская городская игрушка. Долгое время она оставалась забытой – пока тулячка Ольга Андреева не занялась с единомышленниками возрождением традиции. Теперь тульская городская игрушка пользуется популярностью даже у зарубежных коллекционеров.

"Ты всё равно к этому придёшь"

В квартире у Ольги Алексеевны царит атмосфера настоящей художественной мастерской: на пианино облокачиваются яркие холсты, на полу у окна – недописанная живопись, а все плоские поверхности уставлены глиняными дамами и кавалерами. Некоторые из них уже раскрашены и будто готовы к вечернему променаду, а некоторые только ожидают своего преображения из одноцветной безликой фигуры. Хозяйка этого богатства занимается творчеством давно – но решила связать с этим свою судьбу не сразу.

– У меня в роду по папиной линии очень много творческих людей, и они все хорошо рисовали, но никогда не делали это своей профессией, – рассказывает Ольга Андреева. – В школе у меня была потрясающая учительница рисования – она в свое время закончила Суриковский институт. Всегда говорила: "Ольга, искусство – это твое, и ты от этого никуда не денешься". Однажды, когда я была в 6 классе, она отнесла мои работы в художественную школу – и меня приняли туда без экзаменов сразу во второй класс. Возможности учиться там у меня не было, но учительница твердила: "Ты всё равно к этому придёшь".

Однажды Ольга Алексеевна побывала в Филимоново Одоевского района, где взяла первые уроки филимоновской игрушки. А потом начала самостоятельно изучать и тульскую городскую игрушку – с помощью единомышленников из творческой сферы деятельности. Благодаря знакомствам удалось поработать в запасниках музея Сергиева Посада, а потом – и в других музеях.

Негласный запрет

– У нас не очень много подлинных игрушек осталось. Самая большая коллекция из 28 штук хранится в Русском музее Санкт-Петербурга, шесть экземпляров – в Сергиевом Посаде, два сохранил Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве ‒ вот, пожалуй, всё. При этом в самой Туле нет ни одной, – с сожалением говорит Ольга Андреева.

Чтобы лепить настоящую тульскую городскую игрушку "по всем канонам", ей пришлось начать масштабную исследовательскую работу.
– Основной труд по тульской городской игрушке принадлежит искусствоведу Русского музея Ирине Богуславской. Она пишет, что якобы тульская игрушка – это яркая звезда, которая как метеор вспыхнула из ниоткуда. А я говорю – неправда, ничего просто так не бывает. Для возникновения чего угодно должны создаться определенные условия, – утверждает тульская мастерица.

В своей статье "Тульская игрушка: время и мода" она писала, что археологические раскопки подтверждают существование керамического ремесла в Туле с конца XVI века. При этом керамика существовала как в утилитарном виде (посуда), так и в виде игрушек. Однако, по одной из версий, когда Петр I построил казенные оружейные заводы, работа там начала приносить ремесленникам больший доход, и многие промыслы угасли.

На протяжении всей своей истории тульская городская игрушка меняла облик и приемы лепки. Более архаичная форма была цельнолепленная, что подтверждают раскопки 2013 года, проводившиеся на улицах Луначарского и Герцена во время строительства дома. Тогда археологи нашли
15 горнов (горн – очаг в гончарной мастерской. – Н.Р.) 15-ти семейных артелей с оригинальной посудой, обожженной игрушкой, уникальными печными изразцами.

Игрушки, сохранившиеся в Русском музее и музее Сергиевого Посада, – из коллекции 1897 года: тогда Николай II организовал первую кустарную выставку в Санкт-Петербурге, с которой и были закуплены экспонаты для музеев. Как отмечает Ольга Андреева, в Туле они не сохранились по одной простой причине:

– После революции 1917 года игрушка была достаточно дорогой – от 3 копеек. Кажется, что мало, но на полкопейки – полушку – можно было пообедать. То есть за стоимость маленькой игрушки человек мог обедать почти неделю. К тому же после революции игрушку посчитали буржуазной, отражающей жизнь и быт враждебного класса – потому что изображались и барыни, и священники, и царские генералы.

Динамика в статике

Ольга Алексееевна с коллегами по цеху начали восстанавливать игрушку спустя почти 60 лет после ее исчезновения. К этому времени мастеров уже не осталось, и новоявленные ремесленники вынуждены были сами нарабатывать навыки и умения.

– В результате исследований мы посчитали так: игрушка, конечно, видоизменялась, принимая облик моды на конкретный момент, но произошел слишком большой перерыв. Она как Спящая красавица, которая уснула на много лет, а ее вдруг разбудили, ‒ нельзя так быстро и резко ее реанимировать. Поэтому мы решили оставить тульскую городскую игрушку в моде конца XIX – начала XX века, – вспоминает Ольга Андреева.

Мастера решили развивать композиционную сюжетность игрушки. В 1997 году Андреева сама делала работу по "Войне и миру" Льва Толстого – бал Наташи Ростовой, затем – по "Маскараду" Михаила Лермонтова, а недавно вместе с учениками – по "Дворянскому гнезду» Ивана Тургенева, "Евгению Онегину" Александра Пушкина. Последняя работа была представлена на конкурсе в Пятигорске в октябре 2019 года. А сейчас в мастерской Ольги Андреевой работают над композицией, посвященной 500-летию Тульского кремля – "Тульский булевард".

Сами глиняные дамы в исполнении современных мастеров стали наряднее и привлекательнее. Платья, соответствующие моде того времени, точно передают фасоны со страниц журналов конца XIX – начала XX века. В старых работах читается рука мастера – здесь у каждого также свой почерк. Однако было решено уйти от создания отдельных масок с анатомически вылепленными лицами – сейчас всё чаще лица вылепливают непосредственно на модели.

Основные отличительные черты традиционной игрушки остались неизменными. Она имеет интересную форму головы – круглую со скошенным подбородком, а на больших фигурках – анатомически проработанные лица. Орнамент на юбках и платьях барынь лаконичен и стилизован, используется по минимуму. Также игрушка имеет вытянутую стройную форму, которой придаётся так называемая "динамика в статике":

– Даже если она стоит, всё равно фигура устремлена вперед. Например, если изображена танцующая пара – кажется, что кавалер вот-вот возьмет даму в оборот и пойдет танцевать, – отмечает Ольга Алексеева.

НАДЕЖДА РАТУЕВА.
ФОТО: ЕКАТЕРИНА КОНОВАЛОВА.


Возврат к списку

Написать в редакцию