• gazetatula@tularegion.org
  • 300024, г. Тула, Бухоновский
    переулок, д. 10
  • Редакция: +7 (4872) 52-15-45
    Реклама: +7 (4872) 58-40-00; +7(953)199-00-04


 
Тулякам показали спектакль "Пролетая над гнездом кукушки" 14.11.2019 16:24:00

Тулякам показали спектакль "Пролетая над гнездом кукушки"

Психиатрическая больница, тихие пациенты под контролем деспотичной медсестры и – новичок, перевернувший старые устои с ног на голову. Как вернуть веру в себя и найти силы разрушить преграды на пути к счастью? Об этом студенты московской Школы актерского мастерства РЭУ им. Г.В. Плеханова рассказали тулякам на сцене Тульской областной филармонии в спектакле "Пролетая над гнездом кукушки".

Одноименный роман американского писателя Кена Кизи, написанный в 1962 году, стал одним из главных литературных произведений движений битников и хиппи. Несмотря на то что роман неоднократно подвергался попыткам запрета в США наряду с книгами "Великий Гэтсби" Френсиса Фицджеральда и "Над пропастью во ржи" Джерома Сэлинджера, журнал Time включил его в список 100 лучших англоязычных произведений с 1923 по 2005 год. Студенческий театр привез постановку в рамках собственного проекта "Театр на выезд", который стал лучшим на всероссийском конкурсе молодежных проектов федерального агентства "Росмолодежь".

Действие начинается с того, что в психиатрическую больницу направляют нового пациента – Рендла Макмёрфи, лечение которому «досталось» вместо тюремного заключения. Старшая сестра больницы Милдред Рэтчед уже давно установила здесь свою непоколебимую власть – не только над пациентами, но и над врачами. Свободолюбивого новичка такое положение дел не устроило, и он вступает в борьбу с деспотичной системой, параллельно уча пациентов радоваться жизни, – что в конце концов обернулось для него не лучшим образом.

Режиссер Полина Ибрагимова признаётся, что не опиралась на знаменитую экранизацию 1975 года – даже запретила актерам ее смотреть. И это помогло сделать постановку оригинальной, захватывающей даже знатока произведения. Самое интересное нововведение режиссера – огромные глаза, следящие за каждым пациентом, олицетворяющие тотальный контроль за ними.

– Это собирательный образ. Зрители обычно выдвигают несколько версий: что это галлюцинация Вождя (одного из пациентов, от лица которого идет повествование. – Н.Р.), что это глаза Рэтчед, что это какие-то фантомы – и многое другое. Этот символ каждый может представить по-своему, но он несет определённую информацию, полезную для восприятия спектакля, – объясняет Полина Ибрагимова. – На самом деле, когда я брала это произведение, все говорили, что это очень сложная вещь. Но нам захотелось попробовать что-то новое, что-то психологическое – что держится на актерской игре и где удерживать внимание зрителя приходится болтовней. Стало интересно дать ребятам такую школу.

Есть одно правило, которое я сформировала для себя, когда мы ставили первый спектакль: не удовлетворяться полумерами. Если актер недотягивает, иногда думаешь: "Ой, ну хотя бы это сделал". И радуешься. Нет. Надо выворачивать его наизнанку, перекраивать, отрезать ему руки и пришивать заново, переливать ему свою кровь, но доводить до результата. И когда заканчивается спектакль, понимаешь, что сделал всё возможное – и доволен этим.

Сложная задача потребовала и серьёзных усилий: по словам режиссера, подготовка спектакля заняла девять месяцев – дольше, чем всех предыдущих. Это не могло не отразиться на актерах – исполнитель роли Билли Биббита, Даниил Касымов, рассказывает, что после спектакля "сбросить" с себя роль довольно сложно:

– Когда подготовка только началась, всё казалось довольно-таки простым, а когда уже начали подробно разбирать каждого персонажа, их диагнозы – а нигде не упоминается точно, у кого какой диагноз – произошло погружение во все эти детали. Мы начали всё это пробовать на себе, своем персонаже, мы постоянно что-то меняли и добавляли, всё накручивалось. Начинаешь просто через себя всё это проносить. Так что роли наложили на нас определенный отпечаток.

Он рассказал, что после первой читки пьесы хотел пробоваться на роль Хардинга, но понимал, что Билли Биббит ему ближе. В своей роли был не уверен и главный герой – Андрей Бакевич, исполнявший роль Рэндла Макмёрфи.

– О том, что мне достанется эта роль, я узнал в свой день рождения. И, когда прочитал сценарий, понял, что не вполне готов к исполнению такой сложной роли. К тому же мне это очень знакомо и я в жизни старался от таких черт своего характера избавляться – от агрессии, противостояния с кем-то или чем-то. Так что я не очень хотел играть Макмёрфи, но понимал, что надо. Надо – значит будем.

В конце концов он настолько свыкся с мыслью об этой роли, что во время отдыха в Санкт-Петербурге специально зашел в секонд-хенд, где и купил всё для своего образа – в том числе характерное кепи.

И все эти труды не прошли даром – Полина Ибрагимова осталась очень довольна публикой:

– Зрители – невероятные! Была реакция на каждую шутку, чего не было ни разу при предыдущих показах. Ребята кайфовали на сцене, было внутреннее расслабление от того, что зал отзывался по-доброму – и это не свои мама с папой, а незнакомые люди, которые так смотрят, будто мы друзья! Это дорогого стоит.

Надежда Ратуева.




Возврат к списку


Написать в редакцию