• gazetatula@tularegion.org
  • 300041, г. Тула, проспект Ленина, д. 46
  • Редакция: +7 (4872) 76-55-98
    Реклама: 8-953-199-00-04


 
Учимся учиться, или Трудные будни родителей первоклассников 03.10.2020 20:12:00

Учимся учиться, или Трудные будни родителей первоклассников

С поступлением в первый класс начинается новый период жизни не только для ребенка, но и для родителей. Обучение в школе не ограничивается лишь учебой – для маленького человека это неизвестная среда с новыми впечатлениями, своими правилами и требованиями. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к новым условиям, рассказывает педагог-психолог отдела диагностики и методического сопровождения областного центра "Помощь" Татьяна Сапронова.


‒ В норме период адаптации занимает от месяца до трех. Все родители в первую очередь считают, что ребенок должен быть готов интеллектуально: уметь читать, писать считать. Однако необходимо сформировать и другие основные компоненты успешной адаптации.

Очень важным является социальный блок, направленный на коммуникацию и коммуникативные навыки, взаимодействие с другими незнакомыми детьми и взрослыми.

Естественно, стресс вызывает новая ситуация: новое здание, новые условия. Очень важным компонентом, о котором почему-то не говорят, является физиологический:

● физическое состояние ребенка,

● его выносливость,

● работоспособность,

● темп деятельности.

До начала учебы в школе у ребенка уже должен быть стабильный режим. Обычно летом родители позволяют детям встать и лечь чуть позже, а тут вдруг приходится вставать в 7 часов, а кому-то и раньше. Резко переключить биологические часы для первоклассника очень-очень сложно. Родители должны учитывать, что на это требуется минимум месяц, а в идеале – 2-3 месяца.

Очень важным является момент произвольности. Это означает выполнять те нормы и правила, которые будут в школе. Этот компонент зависит и от умения школьников слушать и слышать, что говорят взрослые.

Поощрение и наказание

‒ Моя позиция стойкая и проверенная на практике: любого ребенка необходимо поощрять. В центре мы поощряем малышей сладостями: даем конфетки в конце занятия. А деток постарше, которые проходят подготовку к школе, стимулируем наклейками. Ребенок чувствует, что справился и получил за это награду.

Я всегда привожу пример родителям. Вы, взрослые люди, в первый раз сели за руль и вам надо вести машину. С первого раза вы не поведете, это нормально. А ребенку вы дали тетрадь в клетку и сказали: пиши цифры, и думаете, что он сразу должен правильно написать? Такого не бывает. Найдите среди того, что ребенок делает, то, что у него получилось, и похвалите. Например, если он написал строчку палочек коряво, плохо, вы найдите одну, которая хоть немножко похожую на ту, которая должна быть, – покажите ее ребенку, обведите ее. Похвалите ребенка: "ты – молодец, у тебя получилось", ‒ и дайте приз за его старания.

Говорят, что маленьким деткам не ставят оценки. Я в своей практике использую такой способ – ставлю "пятерки". Все детки знают, что в школе самая высокая оценка – "пятерка", и я ставлю их разного размера. Если ребенок всё сделал великолепно – я могу на всю страницу поставить. Главное, говорить, что мы играем.

Родительские установки – самые серьезные и самые сложные для коррекционной работы. Родители – авторитетные люди. Были такие случаи в практике, когда ребенку шестилетнего возраста сказали: ты никогда не сможешь отвечать у доски. И в школе этому ребенку было очень сложно учиться. Мы отслеживали жизнь этой девочки, и, когда она стала уже взрослой женщиной, в ее голове всегда звучало: "у тебя ничего не получится". Родители должны помнить: необходимо поддерживать ребенка не только в случае успеха, но и помогать ему сохранять веру в возможность достижения цели.

При установлении правил необходимо создание не только системы поощрений, но и системы санкций, наказаний за нарушение установленных правил. Важно понимать: наказание должно быть адекватным и не должно включать в себя элемент создания негативных установок.

Опека или самостоятельность?

‒ Я считаю, что формировать самостоятельность у ребенка нужно как можно раньше. Родителям, которые приходят к нам с детьми на подготовку к школе, я всегда говорю: запомните, главное – научить ребенка не читать и считать, а чтобы ребенок понимал, что он сам открывает портфель, сам достает книгу и сам готовится к уроку. Но сначала ему надо обязательно показать, как нужно делать! Родитель должен четко понимать те правила, которые существуют в школе, знать правильность оформления в тетрадях домашней, классной работы и контролировать школьника, пока эти навыки у него не выработаются, а потом понемногу давать ребенку проявлять самостоятельность.

Очень важно взаимодействие родителей и педагога. Ребенок может что-то неправильно понять, ведь первые дни в школе – это стрессовая ситуация для него.

Также педагоги знают, что первые требования к детям, правила поведения в школе необходимо транслировать и родителям, чтобы они закрепляли их дома. Обязательно родитель должен помнить и о физических возможностях своего ребенка.

Детские конфликты

‒ Новый коллектив, становление детей. Когда в детский конфликт нужно вмешиваться, а когда не стоит?

Снова возвращаемся к индивидуальным особенностям. Если ребенок не был приучен к самостоятельности, не сформированы у него правила взаимодействия с другими детьми, он не умеет общаться, отстаивает только свои интересы, у него завышенная лидерская самооценка, он не слышит, не понимает и не видит других – может быть конфликтная ситуация.

Родитель может научить ребенка правильно реагировать на конфликты: не поддаваться на провокации, говорить о своем желании или нежелании играть с другими детьми. Главное, к чему нужно призывать, ‒ к спокойному и толерантному отношению, принятию других детей и их особенностей.

Помощь специалистов

‒ В первую очередь, к специалистам стоит обращаться с соматическими проявлениями: когда поход в школу сопровождается повышением температуры, расстройством пищеварительного тракта, скачками давления. Когда ребенок кричит, плачет или уходит в себя, вообще ничего не рассказывает, замыкается. Особенно, когда такие проявления наблюдаются длительное время. Необходимо разбираться, понять, что случилось и почему. Очень важно в таком случае пообщаться со сверстниками ребенка, педагогами и выявить причину стрессового состояния школьника. Если же такие проявления кратковременные, то, возможно, ребенку нужно просто дать один день отдохнуть.


Директор областного центра "Помощь" Елена Верхорубова:

‒ Если родители наблюдают у своих детей поведенческие изменения и считают необходимым обратиться к специалисту нашего центра, то записаться на прием можно по телефону 8(4872) 31- 22- 53. Мы является областным центром и работаем с детьми граждан, проживающих в Тульской области.

Анна ЗАМОЛОТОВА.



Возврат к списку

Написать в редакцию