• gazetatula@tularegion.org
  • 300024, г. Тула, Бухоновский
    переулок, д. 10
  • Редакция: +7 (4872) 52-15-45
    Реклама: +7 (4872) 58-40-00; +7(953)199-00-04


 
 В память о чудесном спасении 20.10.2018 08:28:00

В память о чудесном спасении

140 лет назад недалеко от Харькова, у станции Борки, сошел с рельсов поезд, в котором из Крыма в Санкт-Петербург возвращалась семья императора Александра III.

 

Катастрофа

Крушение императорского поезда произошло 17 (29) октября 1888 года в 14 часов 14 минут южнее Харькова. В нарушение железнодорожных правил того периода, ограничивавших число осей в пассажирском поезде до 42, в императорском, состоявшем из 15 вагонов, было 64 оси. Вес поезда был как у грузового, но скорость его движения соответствовала экспрессу. В нарушение правил поезд вели два паровоза: товарный (конструкционная скорость 58 км/ч) и пассажирский (конструкционная скорость 82 км/ч).

Паровозы, шедшие в разных ритмах на скорости 68 км/ч, расшатали слабое верхнее строение пути частной железной дороги, второй паровоз фактически провалился между разошедшимися рельсами. Произошел сход с рельсов 10 вагонов. Путь в месте крушения проходил по насыпи высотой более 10 м. Тяжелые царские вагоны раздавили своей массой обычные вагоны с прислугой, поставленные в голове поезда. По разным данным, погибли от 19 до 23 человек, более 30 были ранены.

Вагон с императорской столовой, в которой находились Александр III и его жена Мария Федоровна с тремя детьми и свитой, был полностью разрушен. Первым толчком повалило всех на пол; после разрушения вагона пол провалился и осталась одна рама; люди оказались на насыпи; благодаря уцелевшей раме крыша вагона их не раздавила. Утверждают, что Александр III, обладавший недюжинной силой, держал на плечах крышу вагона, пока семья и другие пострадавшие выбирались из-под обломков.

В живых остались император, императрица, цесаревич Николай Александрович — будущий российский император Николай II, великий князь Георгий Александрович, великая княжна Ксения Александровна, люди из свиты. В вагоне царских детей в момент крушения находились великая княжна Ольга Александровна, от резкого толчка выброшенная вместе со своей няней на насыпь, и малолетний великий князь Михаил Александрович, вытащенный из обломков солдатом при помощи самого государя.

 

Храм-памятник

В память о чудесном спасении высочайших особ в селе Борки был построен вначале деревянный храм, а в 1891-1894 гг. – каменный, в русско-византийском стиле, воздвигнутый по проекту академика архитектуры Роберта Марфельда. Деньги на строительство пожертвовал местный фабрикант И. Воронин.

В церемонии закладки собора участвовали императрица Мария Фёдоровна, цесаревич Николай Александрович и другие члены царской семьи.

Храм, освященный во имя Христа Спасителя, был рассчитан на 1400 человек и представлял собой величественное строение, с трех сторон окружённое крытой галереей и увенчанное огромным золотым куполом. Вся наружная позолота храма и часовни была выполнена сусальным золотом.

Во время Великой Отечественной войны собор загорелся, обрушился золотой купол. Храм и близлежащая часовня были окончательно взорваны в конце войны. В наше время восстановлена лишь часовня Спаса, находившаяся в 60 м от храма.

В Туле в ознаменование чудесного спасения императорской семьи тоже строились часовни и храмы.

 

 

Нереализованный проект

В марте 1889 г. тульский купец Александр Петрович Молчанов заявил, что «движимый чувством живейшей благодарности к Богу за чудесное спасение жизни Государя Императора во время крушения поезда 17 октября 1888 г., в память сего события, он желает на собственные средства выстроить в ограде церкви Святого Благоверного и Великого Князя Александра Невского в г. Туле, что на Плац-парадной площади часовню с тем, чтобы ежегодно в означенный день из местного приходского храма совершался крестный ход в часовню эту, где и совершалось бы благодарственное Господу Богу молебствие о здравии Государя Императора и всего Царствующего Дома».

Однако строительное отделение Тульского губернского правления отказалось представить этот проект в столичный техническо-строительный комитет на утверждение «как не соответствующий в художественном отношении своему назначению».

 

Часовня в Мяснове

В пригородном селе Мяснове, впоследствии ставшем частью Тулы, была церковь во имя Казанской Божией Матери.

В апреле 1889 г. церковно-приходское попечительство села Мясново по инициативе священника Василия Кутепова и волостного старшины Федора Занегина обратилось к архиепископу Тульскому и Белевскому Никандру с прошением о разрешении построить в Мясново напротив волостного правления часовню «в память события 17-го октября 1888 года — чудесного избавления Его Величества Государя Императора Александра Александровича и Августейшей Его семьи при крушении поезда, и поставить в ней иконы святых, имена коих носят члены Августейшей семьи, чудесно спасенные Промыслом Божиим».

В часовне предполагалось ежегодно 17 октября совершать благодарственные молебствия о сохранении жизни императора Александра III и его семьи. Кроме того, в память освобождения крестьян от крепостной зависимости, совершенного императором Александром II, и его мученической смерти совершать по нему панихиду 19 февраля и 1 марта.  

Благословение на строительство часовни было получено.

Попечительство постановило выделить на строительство 400 рублей из своих средств и предложить сельскому обществу собрать недостающие деньги. Общество отозвалось на этот призыв.

В мае 1889 года строительное отделение Тульского губернского правления утвердило проект. Была составлена смета на 1397 рублей, но возведение часовни обошлось в 2109 рублей.

Часовню во имя святого благоверного князя Александра Невского освятили 30 августа 1890 года.

При советской власти часовня и церковь в Мяснове были снесены.

 

Церковь при богадельне

Богадельня имени С.Т. Красноглазова была расположена на нечетной стороне улицы Киевской (ныне проспект Ленина), чуть выше нынешней улицы Первомайской, на месте нынешнего дома № 77.

Благотворительное заведение, принадлежавшее Тульскому купеческому обществу, было названо именем человека, пожертвовавшего в 1879 г. капитал в 50 тысяч рублей, проценты с которого шли на содержание этого заведения. Семен Трофимович Красноглазов (1799 – не позднее 1883) – купец, потомственный почетный гражданин, известный благотворитель, многолетний казначей, а затем почетный член Тульского губернского попечительства детских приютов, один из создателей общества «Милосердие» для призрения бедных. Богадельня Тульского купеческого общества была открыта 16 января 1883 г. В ней нашли приют 50 престарелых женщин. Впоследствии богадельня была расширена.

На заседании Тульского купеческого общества, состоявшемся 5 июля 1890 г., отмечалось: «22 октября позапрошлого года купеческое общество, будучи преисполнено чувства неизмеримой радости по поводу чудесного избавления 17 того же октября жизни Императора и его семьи от угрожавшей опасности, единодушно постановило соорудить за счет купеческого общества икону во имя празднуемой 17 октября Богоматери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» и чтимых в тот же день святых угодников». Икону эту с неугасимой лампадой поставили в здании купеческой богадельни имени С.Т. Красноглазова.

В июле 1890 г. купеческое общество вознамерилось устроить в богадельне домовую каменную церковь-пристройку по проекту инженера-архитектора Гурьева.

Главным жертвователем на сооружение церкви стал тульский купец Иван Федорович Белобородов. Вначале он принял на себя только поставку всех стройматериалов, но потом предоставил деньги и на внутреннюю отделку. Средства для возведения храма предоставил также купец Дмитрий Яковлевич Ваныкин и другие благотворители. На утварь церкви последовали значительные пожертвования из Москвы.

27 сентября 1891 г. строительство было окончено. 17 октября храм освятили.

Стены церкви от окон до потолка были окрашены клеевой краской дикого цвета (дикий цвет, согласно словарю В.И. Даля, - сероватый, серый, пепельный; не буро-серый, а серо-голубой), потолок – белой, а ниже окон до пола – масляной краской. Пол – дубовый, штучный (т.е. паркетный). Иконостас – резной, позолоченный. В западной части храма размещались хоры.

Над главным входным крыльцом было выполнено живописное изображение Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Крышу церковного здания венчали три главы с крестами: «Первая – грушевидная, из листового железа, окрашена голубой краской и обложена железными позлащенными звездами, стояла на западной части здания; крест деревянный, окован листовым позлащенным железом. Вторая – над аркой, соединяющей стены церкви в восточной части с алтарем; на ней крест зеркальный. Третья, еще меньшего размера, - над алтарем; на ней крест железный, окрашенный масляной краской».

Во дворе богаделенного дома, к северо-востоку от алтаря была устроена звонница с четырьмя колоколами, на дубовых столбах, под железной крышей.

После Октябрьской революции богадельня была уничтожена, церковь снесена.

К сожалению, фотографий часовни в Мяснове и церкви при богадельне им. С.Т. Красноглазова пока найти не удалось.

Наталия КИРИЛЕНКО.

Опубликовано  в газете "Тула" 10 октября 2018 г.



Возврат к списку


Написать в редакцию