• gazetatula@tularegion.org
  • 300041, г. Тула, проспект Ленина, д. 46
  • Редакция: +7 (4872) 76-55-98
    Реклама: 8-953-199-00-04


 
Жизненный экзамен – стратегия и тактика 24.05.2018 10:09:00

Жизненный экзамен – стратегия и тактика

По-хорошему, подготовка к ЕГЭ должна начинаться с 1 класса. И речь идет не о походах к репетиторам или о систематическом заучивании материала. Что делать в долгосрочной перспективе и чем помочь себе накануне экзамена, рассказывает клинический психолог Ольга ТИМОНИНА. Она практикует уже более 20 лет и ей не раз приходилось помогать людям в такой ситуации.

 Как можно начать готовиться к ЕГЭ в 1 классе?

За 11 лет в школе должна быть выработана стратегия подхода к жизненным экзаменам, один из которых – ЕГЭ.

Начинается все с родителей, чаще всего делающих упор не на стратегию, а на тактику.

«Нужно быть отличниками, всегда и во всем!» – говорят они. А этого как раз вообще не нужно!

Почему все пугают детей контрольными работами? Ведь контрольная – это, по сути, средство проверки знаний. Ее проводят не для того, чтобы кого-то наказать или поощрить, а для того, чтобы проверить и в случае необходимости восполнить пробелы.

Но родители воспринимают контрольную иначе: моего ребенка оценили. Не знания его по теме, а его самого. Постепенно мы, взрослые, привыкаем пугать контрольной, а дети привыкают переживать.

Если же мы объясним, что это просто рядовое событие: ну проверили, ну посмотрели, ошибки исправим – тогда ребенок к любой проверке начинает относиться спокойно, тревоги нет, и не с чем бороться перед экзаменом.

 Как найти свою тактику?

Второй важный момент, который с первого класса должен быть выработан у ребенка, – это его собственная тактика подготовки к любым урокам. Все дети разные, кому-то нравится делать уроки, сидя за столом, кому-то – лежа на полу. Вот академик Ландау работал все время на диване. И когда его приходили фотографировать и просили сесть за стол, чувствовал себя абсолютно неуютно. Но это не помешало ему стать академиком, нобелевским лауреатом и сделать массу открытий.

Ребенок сам знает, как и когда ему удобно заниматься уроками. Попробуйте поэкспериментировать. Да, если он выберет совсем неподходящее время или его тактика учебы окажется неэффективна, вы его подкорректируете. Но пусть ребенок сам ищет варианты. Если же вы будете решать за него, то вернуть ответственность назад уже не получится!

А если ребенок будет учиться сам, если он за эти 11 лет узнает себя, поймет, что для него лучше, тогда ему не придется накануне экзамена изобретать тактику подготовки.

 Какого режима дня придерживаться в преддверии экзамена?

Принципиально менять режим дня накануне ЕГЭ не надо. Встали утром, дела поделали, сели позанимались, потом сделали перерыв, а вечером снова за уроки. Не нужно сидеть и зубрить весь день, тем более, что память лучше всего работает с 8 до 12 часов, а далее – с 5 часов вечера и позже. Поэтому эффективнее учиться в утренние и вечерние часы.

Перерывы нужно делать не реже, чем раз в 2 часа, но и не чаще, чем раз в час. В течение 15 минут вы только выходите на пик интеллектуальной активности. И если будете слишком часто делать перерывы, то ваша работа будет неэффективной.

 Как эффективно повторять?

В процессе подготовки сначала выучивается или повторяется то, что сложно, чтобы у вас было на этот материал много времени и при этом свежая голова. А вот на экзамене, наоборот, начинать надо с самого легкого: чем быстрее вы решите простые задания, тем быстрее создастся ситуация успеха.

 Что делать, если тревога накрыла у порога аудитории?

Если вы уже на экзамене и не можете справиться с переживаниями, действуйте по принципу: не могу расслабиться психологически, расслаблюсь физически. Перед тем, как зайти в кабинет, попрыгайте, потанцуйте, помашите руками – сбросьте напряжение.

Зашли. И вот снова накрыло. Тогда берете и фиксируете левую руку, которая связана с правым полушарием, отвечающим за эмоции. Если сидите – просто подсуньте ее под бедро. Можете взяться за край стола. И эмоции начинают угасать. При этом, если вы начнете изо всех сил жестикулировать правой рукой, то активизируете левое полушарие, отвечающее за логику. Это особенно помогает при устном выступлении: у вас будет более четкая, структурированная речь.

 Как справиться со «страшными картинками»?

Наш мозг – феномен интересный: любит рисовать страшные картинки. Как я сейчас приду, ничего не напишу, все будут на меня смотреть, а я даже не знаю, с какого конца ручку взять. В общем, сплошной «восторг». Поймали себя на рисовании таких картинок – разрушайте их мысленно и вместо них рисуйте картинку собственного триумфа. Что вы – звезда интеллектуального мира и совершенно спокойно пришли и все написали. Вставьте картинку мысленно в рамочку и ходите с ней весь период сдачи экзаменов.

Татьяна МОТОРИНА

Фото Юрий НЕЧАЕВ

Материал опубликован в номере за 20 мая 2018 года. 



Возврат к списку

Написать в редакцию