• gazetatula@tularegion.org
  • 300041, г. Тула, проспект Ленина, д. 46, оф. 715
  • Редакция: +7 (4872) 76-55-98
    Реклама: 8-953-199-00-04


 
"Тула" как явление 28.01.2021 18:57:00

"Тула" как явление

В конце прошлого года вышел двадцатый выпуск ежегодного литературного альманаха «Тула», о предыдущих номерах которого мы не раз рассказывали на страницах нашей газеты.

 

Литература умерла?

Сейчас часто можно услышать: литература умерла…

Еще не так давно мы считали себя «самой читающей страной в мире». Потом оказалось, что это миф, как и многие мифы советской эпохи. Миф, рожденный миллионными тиражами «Политиздата» и тонкими ручейками лучших образцов отечественной и зарубежной литературы.

Конечно, при советской власти читали много. Читать любили – в отсутствие развитого телевидения, индустрии развлечений и всего того, что сегодня вытеснило литературу из повседневной жизни.

Но хорошие книги, как и многое другое, были в дефиците. Что-то удавалось «достать по знакомству», что-то – купить по абонементу, полученному после сдачи 20 килограммов макулатуры. Интеллектуальный голод утоляли «толстые» журналы: «Новый мир», «Наш современник», «Юность», «Звезда», «Октябрь», «Знамя», «Иностранная литература», «Дружба народов». Их передавали друг другу, в библиотеках за ними были очереди, как за колбасой, их зачитывали до ветхости, до дыр, крали, вырывали любимые произведения…

Год очередного Великого перелома – 1991-й с его Августовской революцией – перевернул всё, подтравив вкусы читающей публики «разоблачительными» скороспелками, валом запретной доселе литературы – от откровенной порнографии до гонимых в советскую эпоху действительно замечательных писателей. Как и в 1917 году, наша жизнь разделилась на «до» и «после».

«После» ожидаемо умерла литература. Или почти умерла. Ее, как и многое из нашей прежней жизни, убивал дикий капитализм, неуёмная и неумная жажда скорой наживы, отсутствие культуры и у издателей, и у свежеиспеченных авторов, и у торговцев, которым было всё равно, что продавать – книги или картошку.

Цензуру отменили, и книги стало возможно издавать за свой или спонсорский счет. Ушел в прошлое институт редакторов и критики, исчезло «сито», через которое десятилетиями просеивался литературный мусор. А ведь в свое время великий русский писатель Виктор Астафьев рассказывал автору этих строк, что его «сделали московские опытные редакторы». И это было абсолютной правдой: скольким известным впоследствии писателям помогли на первых порах эти незаметные, скромные труженики, подвижники литературы.

В отсутствие редакторов – тренеров писательского дела – к читателю хлынул мутный поток бездарных творений «писателей» и «поэтов», полуграмотных эпигонов, искренне верящих в свою «гениальность».

В результате имеем то, что имеем.

 

Островок надежды

Но не всё так безнадёжно. Россия – литературоцентричная страна. От времен древнерусских летописей и по сей день. Слово – от Слова Божьего – наполнено особым смыслом для русских да и русскоязычных людей по всему миру.

И плывут в отравленном ковидом пространстве островки надежды, спасители русской словесности, пробиваются, как вешние ростки, сквозь мрак Железного века такие редкие издания, как литературный альманах «Тула», отмечающий в этом году свое двадцатилетие.

Сохранять на протяжении такого длительного времени высокий уровень, поддерживать интерес к сложившимся, признанным авторам, находить и публиковать молодых, открывать новые имена – это огромный, титанический труд.

Каждый «толстый» журнал – это, прежде всего, личность главного редактора, его авторитет, вкус, независимость. «Новый мир» – Твардовский, «Юность» – Катаев, «Наш современник» – Викулов; что ни имя – эпоха.

Таким Создателем, Созидателем является основатель и редактор альманаха «Тула» Сергей Овчинников – писатель и врач, как и Чехов, сумевший сохранить верность этим двум самым гуманным профессиям, не терпящим любительства и поверхностности.

 

Отражение евразийства

А теперь – непосредственно о новом, 20-м выпуске альманаха, увидевшем свет в 2020 году.

Уже много лет традиционно его открывает уникальный автор – Тимур Зульфикаров, родившийся в Таджикистане, но считающий своей духовной родиной и Россию. Частый гость Ясной Поляны, лауреат множества литературных премий, принесший в русский язык восточную образность и цветистость. Зульфикаров, как я понял, своего рода талисман для Овчинникова. Поражают уже первые – незабываемые и волнующие – строки: «Всякий раз, когда я держу всхлипывающую глину в руках, я трепетно, мучительно вспоминаю, как Творец лепил нас, человеков…»

Творческая судьба Тимура Зульфикарова – яркий пример лучших традиций советской литературы, когда молдаване писали о Сибири, узбеки и грузины – об Украине, прибалты воспевали Москву как столицу общей великой Родины… Его жизнь и творчество отражают неоспоримый факт евразийства России – одновременно европейской и азиатской.

Сходная творческая судьба и у Сати Овакимян. Она родилась в Ереване, работала журналистом, сценаристом-телевизионщиком, а сейчас живет в Москве. Ее «Последний ремонт» в переводе с армянского ничуть не теряет национального колорита, решен зримо и емко.

Виктория Чембарцева родим из Молдавии. Она член Ассоциации русских писателей Молдовы, переводит армянских, румынских, итальянских, узбекских и таджикских поэтов, прозаик и поэт. В ее стихах из подборки «Сквозь четверть века опять дождит…» чувствуется глубокая культура, их отличает великолепный русский язык.

Хорошо вписывается в этот круг уроженец Ташкента Михаил Калинин, пять лет назад переехавший в Россию, в Тулу. В его философско-психологически верлибрах прослеживается духовная связь Запада и Востока.

Я не случайно начал свой обзор альманах «Тула» с таких разных литераторов, объединенных любовью к русскому языку, культуре. Перефразируя слова императора Александра Третьего о союзниках России, к армии и флоту сегодня вполне можно добавить русский язык и русский мир. И именно сейчас нам важно сохранить, не растерять эту драгоценность, доставшуюся нам со времен Советского Союза, развивать нашу культуру за пределами России.

Альманах «Тула», несмотря на название, никогда не болел местничеством, узостью интересов, всегда был открыт представителям разных народов нашей великой страны. И в этом – его сила.

 

Выпускники Литинститута и не только

Но вернемся на родные просторы.

Валерий Сдобняков из Нижнего Новгорода представил на страницах альманаха рассказ «Володя». Действие его разворачивается неспешно, чтобы в конце ударить наотмашь беспощадной правдой жизни. Незатейливый сюжет об умершей деревне только подчеркивает мастерство автора. С Володей ушла душа, с деревней – уходит Россия…

С этим рассказом перекликается «Лодка Саныча» Александра Евсюкова. На малой площади рассказа – множество чувств, емкий образ героя. Действие рассказа происходит в общежитии знаменитого Литературного института, но это лишь повод рассказать о судьбе человека.

А вот выпускников этого известного, пожалуй, на весь мир вуза на страницах «Тулы» действительно много. И это радует. Конечно, никакой литинститут писать хорошо не научит. Но помочь, подтолкнуть, объяснить методы, показать, как справляться с жизненным материалом, расширить культурный кругозор – пожалуйста!

Марка «Лита» проявляется в произведениях Александра Орлова, Василия Килякова, Александра Переверзина, Марии Ватутиной и Марии Косовской.

Андрея Коровина, тоже выпускника Литинститута, постоянного автора «Тулы», уже давно не спутаешь ни с кем. Его удивительное владение сложнейшим искусством верлибра – свободного стиха – ощущаешь физически. В новой книжке альманаха представлен его цикл «Уроки тульских мастеров». Шаг за шагом, стих за стихом, он проходит вехи жизни, событий, людских судеб, и от его строк трудно оторваться, хочется перечитывать и перечитывать…

Сегодня он, пожалуй, один из лучших современных русских поэтов. Буквально на наших глазах он рос, мужал, раскрепощаясь, мудрея, сформировываясь в поэта с удивительно тонкой душой, создавшего свой неповторимый, лаконичный, зримый стиль, свой взгляд на наш бренный мир.

Не менее самобытен Геннадий Калашников, хотя и традиционен в выборе средств. Его «Я – ловец и добыча, живу у словесной реки» показывает, как просторен мир современной русской поэзии, как глубок ее живой, чистый родник!

В «Туле» представлен целый сонм внешне традиционных поэтов, таких как давний автор и друг альманаха Олег Акулов, Елена Севрюгина, Любовь Гудкова, Татьяна Юркова, Наталья Рогова, Любовь Филатова.

Солидно отметились руководители писательских союзов Смоленска и Тулы Владимир Макаренков и Андрей Галкин.

Хорошо иметь постоянного автора в лице интересного прозаика Майи Мельцер, мамы тоже частого гостя альманаха – драматурга, поэта, режиссера и композитора Веры Трофимовой.

Смело можно назвать открытием Анастасию Сизову – автора интерактивной книги для детей «Алфавит». Яркой, образной, завораживающей – настоящего подарка для юных читателей.

И тут же необходимо отметить интереснейшую статью Натальи Кудрявой «Переход через Альпы» о книге замечательного педагога Ремизова. Она напоминает о «Школе Толстого», о том, что великий писатель был и великим педагогом.

 

Имена

…Неторопливо подступаем к корифеям.

В прозе это, конечно, Олег Хафизов, признанный мастер. Проживая в солнечной Флориде несколько лет назад, я прочитал в одноименном местном журнале его рассказ. В международном конкурсе Олег занял почетное второе место. Роднит нас с Олегом общая альма-матер – Литинститут. Спасибо ему, хорошая школа!

Очень поэтичен рассказ мастера жанра драматической поэзии, автора двадцати пьес Константина Скворцова «Белая лошадь в белом тумане».

В очередной раз на страницах «Тулы» – работы творческой супружеской пары: Вячеслава и Людмилы Алтуниных.

Матерый, но очень лиричный «журналюга», Вячеслав в проникновенном эссе «Болдинские пророчества» попытался еще раз осмыслить удивительный период в жизни поэта, дать анализ его произведений той поры. Перекличка с современностью более чем очевидна. Символичны строки в конце отрывка о «Пире во время чумы»: «Мир, словно догорающий костер...» «Мир догорает, – пишет Алтунин. – Догорают души. Но все ли осознают это?»

Людмила представила фрагмент из книги «Солдат войны полковник Кутепов», главный герой которой послужил прообразом генерала Серпилина в «Живых и мертвых» Константина Симонова. Упомянут и сын героя, профессор ТулГУ. Первое издание этой биографической книги вышло в Туле в 2004 году. С нетерпением ждем второго!

На страницах «Тулы» – новая встреча и с одним их патриархов русской литературы, к великому сожалению, недооцененным, – Валентином Курбатовым. Он автор ярких биографий лучших наших писателей – Валентина Распутина, Михаила Пришвина и других, он много сделал для сохранения и развития русского языка и литературы, не давая уйти под толщу времени знаковым фигурам отечественной культуры. В альманахе можем прочитать его очерк «Слышим, слышим, Виктор Петрович!» о кристально честном, ослепительном в своей жестокой правде Викторе Астафьеве. Лично зная Виктора Петровича еще со времени зонального совещания молодых российских писателей, проходившего в Туле в 1971 году, могу с благодарностью отметить: похож, похож курбатовский Астафьев на оригинал!

А вот повествование Дмитрия Ермакова об удивительной, потрясшей меня в свое время, книге «Лад» Василия Белова, которого я хорошо знал в свое время. Этот белый увесистый том до сих пор стоит, зачитанный, на моей книжной полке. Читать и перечитывать его можно бесконечно. Это словно к лесной кринице припасть. Обжигает, скулы сводит, и каждая страница – словно глоток живой родниковой воды. «Лад» – настоящая кладовая жизни русского Севера.

Как-то до обидного незаметно прошла тогда эта книга. И ведь «вологодские» были в чести. Базой для них, как и для многих хранителей русского языка и исчезавшей народной культуры, был журнал «Наш современник» во главе с непримиримым, ярким, истинно русским человеком Сергеем Викуловым. Именно в те годы в Вологде жил Виктор Астафьев, там же блистали Александр Яшин, Ольга Фокина, Виктор Коротаев, Николай Рубцов. Некоторых это коробило, с завистью говорили о некоей «вологодской мафии». Назревала борьба между «западниками» и «славянофилами» – извечный спор славян между собой… Может, потому и старались «замолчать» тогда беловский «Лад».

Всё, написанное о «Ладе» Дмитрием Ермаковым, буквально дословно совпадает с моей оценкой. В подзаголовке: «Из неизданной книги». Очень жаль, что такая работа остается неизданной. Спасибо «Туле», что дает возможность ознакомиться с ней.

Очерк «Памяти Вячеслава Ивановича Ботя» Валерия Маслова – о легендарном человеке, который более тридцати лет руководил Тульским областным краеведческим музеем, был одним из создателей Дома-музея В.В. Вересаева.

Тут же – замечательные стихи заведующей музеем Вересаева Виктории Ткач. «Золотое перо Тулы», нежная, лиричная, она вновь представила на страницах альманаха лучшие образцы «женской» поэзии.

В череде юбилеев удачно и вовремя прозвучала статья Владимира Положенцева о рассказе «Визитные карточки» из легендарного сборника «Темные аллеи» нашего земляка, уроженца города Ефремова Ивана Бунина, 150-летие со дня рождения которого отмечалось в минувшем году. Коснулся Положенцев Вселенной по имени Бунин. Прикосновение получилось удачное.

 

О вечном

Особое место в альманахе отдано теме духовности.

В этой связи примечателен очерк игумена Даниила (Помогаева) об отце Николае (Ларине). Игумен Даниил – приметная фигура в Тульской епархии. Окончив Тульскую духовную семинарию, он преподает там же литургию. Рукоположен в священники и пострижен в монахи после окончания семинарии, служил в Туле, в Жабынской пустыни, в Венев-монастыре. Возглавил четырнадцать паломнических поездок паствы в Иерусалим. Под его руководством построен храм в селе Лазареве Щекинского района, восстановлен и украшен храм в селе Жемчужникове Одоевского района. Игумен Даниил – соавтор книги «Последний оптинский старец», готовится к печати его книга.

Очерк об отце Николае (Ларине) – дань светлой памяти простого русского батюшки, который был сердечен и прост в общении с людьми, лечил и помогал словом и делом, участвовал в строительстве храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Щекине: пилил, строгал, брался за любую работу.

Автор книги рассказов «Короткая проза жизни» Николай Савченко, реставратор по профессии, создал архитектурно-строительную фирму, которая восстанавливала Щегловский Богородичный монастырь в Туле, Макарьевский монастырь в Жабыни. В рассказе «Предсказатель» в причудливом сплетении времен и судеб пронзительно очерчены эпохи и люди, составив удивительную картину Бытия нашего, земного. Такое произведение мог написать только человек, много переживший, остро ощущающий себя частицей Времени.

Наверное, как и автор нескольких книг стихов и прозы Владимир Петрушенков, побывавший и депутатом, и организатором крестного хода, и участником строительства церкви Покрова в Скуратове. В 2009 году он переехал в село Монастырщино, реставрировал храм Сергия Радонежского на Красном холме Куликова поля. В «Туле» в год 75-летия Великой Победы он опубликовал цикл «Бессмертный полк». И ему удалось в стихах, посвященных подвигу наших ветеранов, по-своему, с сыновней благодарностью помянуть их, заслонивших нас от черной беды, подаривших нам жизнь…

Необходимо отметить рассказ калининградца, прибалта по рождению, Дмитрия Воронина. Его «Заруська» – небольшая зарисовка о судьбе юной белоруски, погибшей в бою с немцами, но поднявшей в яростную атаку наших бойцов.

К вечной, волнующей теме Великой Отечественной обращается и постоянный автор альманаха, известный певец, заслуженный артист РФ Геннадий Шевырев. Его рассказ «Мешок сухарей» – о русском солдате, ставшем «жолнером» в Войске Польском, о фронтовом братстве и военно-полевой любви.

Завершая рассказ о подвижниках, нельзя не сказать о Борисе Лукине. Сельский учитель русского языка и литературы, он возводит свой – нерукотворный – храм повествованием об истории Иоанно-Богословской обители (Псковская область). Стены Литературного института ему в помощь…

 

Капля дёгтя

Конечно, не всё ровно в рассматриваемой книжке альманаха. Есть и недочеты. Но ведь так обычно бывает во всех «толстых» журналах. Рядом с великолепными произведениями встречаются и «проходные» стихи, и безликая проза… Слава Богу, этого совсем немного в «Туле».

Вот зарисовка Дмитрия Беличенко «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека...» Известная цитата, вынесенная в заголовок, порождает ожидание хотя бы мало-мальски соответствующего содержания. Ну и налагает на автора – выпускника Литинститута – определенную повышенную ответственность. Ан нет, – читайте запротоколированный отчет о дорожном недоразумении.

Разочаровали воспоминания Светланы Крыловой «Прощай, поэт! Прощай...» о ее телефонном звонке великой русской поэтессе Белле Ахмадулиной. В заголовке, подобно предыдущему случаю, – парафраз строки из песни-шлягера. А содержание – просто пересказ короткого разговора автора с Беллой Ахатовной. Но даже такое краткое общение с ярчайшей поэтической звездой могло бы послужить поводом для того, чтобы попытаться постичь всю необычность ее света. К сожалению, не послужило…

Автор этих строк не раз бывал на творческих встречах с Ахмадулиной в ЦДЛ и всегда поражался ее нездешности, уникальности дара, мелодичному авторскому звучанию, незабываемой внешности, воплощавшей, казалось, саму Поэзию.

 

«Внезапная реальность»

Теперь о больном. Номер «Тулы»-2020 вышел с приложением, посвященным конкурсу Союза российских писателей «Внезапная реальность». Он посвящен нашей общей беде — пандемии коронавируса. В начале апреля прошлого года по инициативе Сергея Овчинникова был объявлен литературный блиц-конкурс, тематически связанный с нашей новой «внезапной реальностью»: пандемией и всеобщей самоизоляцией. Конкурс проводился в номинациях «Поэзия» и «Проза» (рассказы и эссе)

Поэты и прозаики активно включились в конкурс, и за три «приёмных» недели в жюри поступило несколько десятков произведений, в числе которых были и глубокие стихи. И яркая проза.

В номинации «Проза» победили: рассказ-путешествие Натальи Мелёхиной «Коронованы бедой», сюр-история Юлии Лукашук «Муж на час», а также новелла Анастасии Роговой «Поездка на всю жизнь». В номинации «Поэзия» лучшими признаны стихотворения Елены Пестеревой, Полины Орынянской и Ольги Андреевой, а специальными дипломами отмечены произведения Екатерины Ишимцевой и Галины Маркус.

 

В память об Учителе

И в заключение – о главном. О главном редакторе «Тулы» Сергее Овчинникове, который вот уже 20 лет тащит этот литературный воз, каждый раз радуя и удивляя читателей открытиями, новыми именами, темами и подтверждением мастерства именитых литераторов.

«Семейные хроники Аннинских» – так называется отрывок из его очерка «Мой учитель Лев Аннинский».

Овчинникову невероятно повезло с встречей с этим замечательным человеком-эпохой, сложной и противоречивой личностью, обладавшей огромной культурой, соединявшей западное и национальное, русское. Не всем сразу были понятны парадоксальные, порой острые рассуждения Льва Александровича о литературе, искусстве, текущей жизни.

Овчинников, хорошо знавший Аннинского, его мятежную, страстную натуру, смело ставит его в один ряд с Распутиным, Беловым, Астафьевым, Евтушенко, Вознесенским, Аксеновым... Он отмечает, что в конце жизни Аннинский стал государственником, защищал СССР. «Нельзя Россией жертвовать ни ради чего», – цитирует Сергей Михайлович Учителя, стоявшего у истоков создания альманаха «Тула», являвшегося многолетним членом редколлегии.

Очерк Сергея Овчинникова – один из лучших памятников Льву Аннинскому.

 

* * *

Говоря об альманахе, приходящем к читателю уже двадцать лет во времена, совсем не лучшие для литературы в целом и журналов в частности, нельзя не отметить и совсем недавнего позитивного события. Я имею в виду учреждение Ассоциации писателей и издателей.

Вдохновляет, что в числе ее создателей – Владимир Ильич Толстой, а также молодой и очень талантливый писатель Сергей Шаргунов, уже заявивший о себе яркими книгами: «Ура!», «1993», «Птичий грипп», биографией классика советской литературы Валентина Катаева.

Создание Асоциации – насущное веление времени. Литература нуждается в поддержке – настоящей, государственной.

Для читателей и авторов «Тулы» особенно отрадно положение, в котором говорится о поддержке журналов, о том, что они обязательно должны быть в библиотеках – школьных, районных, городских, – чтобы развивать и воспитывать вкус, любовь к литературе.

Думается, что создание Ассоциации на федеральном уровне даст возможность и региональной власти обратить большее внимание на «малую литературу», на альманах «Тула».

Хороший опыт в этом направлении имеется. Уже много лет выходит «Тульский краеведческий альманах». Ряд прекрасных изданий вышел к празднованию 500-летия Тульского кремля.

В последние пять лет Тула стала знаковым центром культуры. Музейный квартал, фестивали «Улыбнись, Россия!», военного кино, «Театральный дворик»… Наверное, и альманах «Тула» мог бы стать активным участником не только литературного, но и общероссийского культурного процесса.

Юрий КИРИЛЕНКО.

 



Возврат к списку

Написать в редакцию