• gazetatula@tularegion.org
  • 300041, г. Тула, проспект Ленина, д. 46, оф. 715
  • Редакция: +7 (4872) 76-55-98
    Реклама: 8-953-199-00-04


 
Мелодии гор Дагестана 29.07.2021 18:02:00

Мелодии гор Дагестана

Газета «Тула» совместно с АНО «Культурно-патриотический центр ”Родина“» и Тульской областной немецкой национально-культурной автономией продолжает спецпроект «И нет для музыки преград».

На протяжении летних месяцев на страницах нашей газеты публикуются материалы о национальных музыкальных инструментах народов России: их истории, особенностях, возможностях. А на сайте и в соцсетях газеты «Тула» выходят видеоролики на эту же тему.

Наверное, очень многим тулякам, побывавшим в июне на концерте «Душа с душою говорит», запомнилось это колоритное трио. Мелодию «Шахзаде» исполнили представители тульского «Центра культуры народов Дагестана». Наш сегодняшний рассказ – о народных музыкальных инструментах Горной страны (именно так переводится на русский язык название «Дагестан»).

Республика Дагестан – во многом уникальный субъект Российской Федерации. И прежде всего потому, что в нём нет базовой нации. Это самая многонациональная республика в нашей стране.


– В Дагестане проживает большое количество – около сорока – малочисленных народов России, которые отличаются неповторимыми особенностями культуры и языка, – поясняет председатель Тульской региональной общественной организации «Центр культуры народов Дагестана» Ризван Максимов. – Каждый народ бережно хранит традиции и обычаи своих предков. Народы Дагестана во все времена славились своим свободолюбием, искренним отношением к друзьям и ненавистью к врагам!

 

И на работе, и на досуге

Какое место занимает музыка в культуре Дагестана?

– Очень важное, – отвечает кандидат педагогических наук, преподаватель Московского гуманитарного университета Шамил Халилов. – В горном селе, где я родился и провел детство, музыка, конечно же, звучала на свадьбах. Свадьбы продолжались четыре дня; вся свадебная программа была строго регламентирована, вплоть до порядка выхода на танец членов сельского общества. Женщины пели народные песни по дороге на сенокос или другие работы. Пели чабаны, играли на спси (свирели), дудуке, зурне. В свободное от работы время молодые люди собирались на своих годеканах, устраивали веселье, приглашали музыкантов, заказывали музыку, танцевали. Годекан – это площадь, общественный центр в селе.

– Почти в каждом селе были свои музыканты, ашуги – певцы, – продолжает Шамил Халилов. – И корни этих традиций идут в древние цивилизации лезгиноязычных народов: Наири (империя хурритов), Уритру (Урарту), Алпан (Кавказская Албания). Клинообразные надписи Урарту, а их более 400, имеют лезгинскую основу. И в этих надписях встречаются эпизоды, описывающие организацию досуга и праздников в Урарту. Часто ашуги Южного Дагестана, Ширвана, Шеки проводили соревнования, которые продолжались неделями. Победителю проигравший ашуг оставлял в подарок свой саз.

 

Саз, зурна и награ

– На концерте «Душа с душою говорит» выступали трое представителей рутульского народа республики Дагестан: Садик Гейдарович Урдуханов играл на сазе, Эдуард Эфендиевич Аганиев – на нагре, а Седреддин Вагабович Шахназаров – на зурне, – говорит Ризван Максимов. – По словам самих музыкантов, они увлекались музыкой с юности и полюбили эти музыкальные народные инструменты. В детстве на свадьбах смотрели, как играют взрослые музыканты, спрашивали у них советы, а потом потихоньку подыгрывали им на разных празднествах.

Саз – это щипковый струнный музыкальный инструмент типа лютни, известный по письменным источникам с XV века. На самом деле саз гораздо древнее. Он состоит из трех частей: грушевидного корпуса, шейки (грифа) и головки. К головке прикрепляются колки, при помощи которых настраивают струны. Изготовление саза – очень длительный и трудоемкий процесс. Обычно мастера используют несколько пород деревьев для изготовления различных частей саза. Корпус делают из отборных видов тутовника, гриф бывает вишнёвый, а перемычку, на которую с помощью деревянных гвоздей собирают инструмент – из твердого ореха. Звук при игре на сазе извлекается с помощью медиатора, изготовляемого, как правило, из коры черешневого дерева.

Награ, или нагара, – это двусторонний барабан. Играют на нем двумя руками или одной рукой. В ансамбле он выполняет роль ритмического инструмента.

Зурна, или сурна, – духовой музыкальный инструмент. Зурна вытачивается из древесины абрикоса, ореха или тутовника. Она представляет собой длинную трубку с раструбом и восемью отверстиями, одно из которых находится на противоположной остальным стороне. Тембр зурны – яркий, пронзительный. По некоторым данным, «возраст» зурны – около трех тысячелетий. Интересно, что музыканты, игравшие на зурне, состояли при русском царском дворе: один из них упомянут в грамоте Бориса Годунова 1601 года.

 

Общие для многих народов

– Саз, зурна и награ являются основой всех наших народных праздников и торжеств, – отмечает Шамил Халилов. – Конечно, они есть почти у всех кавказских народов. И неуместно говорить о том, кто у кого заимствовал тот или иной инструмент или мотив. Я бы сказал так: мелодию задает сама природа. Шум падающего с утеса потока, чеканка копыт горячего скакуна, завораживающее пение птиц, пестрота красок альпийских лугов, – это всё и наполняет душу кавказцев вдохновением. Лучи солнца, отражающиеся в утренней росе, полет орла, гроза легли в основу той быстрой ритмичной музыки, которую принято называть лезгинкой.

 

Наталия Кириленко.

Фото: Екатерина Коновалова.



Возврат к списку

Написать в редакцию